Нежелание обновлять имеющуюся ИТ-инфраструктуру в какой-то момент может привести к тому, что предприятие останется работать один на один с устаревшей технологией. Вице-президент по стратегии архитектуры и технологий консалтинговой компании SE2 Тиру Сивасубраманиан излагает на портале eWeek последовательную стратегию модернизации, которая поможет свести к минимуму негативные последствия для бизнеса.

Технологии следующего поколения устареют уже послезавтра. Технологическая модернизация — это цикл, а не разовая деятельность, причем периодичность обновления зависит от желаемого воздействия на бизнес. Организации нуждаются в модернизации, чтобы идти в ногу с развитием технологий. Исходя из выбранной стратегии, предприятию не обязательно нужно проводить периодическую полную модернизацию, например, каждые два года. Вместо этого оно может прибегнуть к поэтапному обновлению.

Здесь можно привести следующую аналогию: вообразите, что технологический ландшафт — это сад. Если вы будете вовремя выкапывать сорняки, подрезать кусты и следить за инструментом, ваш сад будет цвести. То же самое и с технологией: систематический и обстоятельный «уход» за ней позволит поддерживать ее в актуальном состоянии.

Ниже приводится несколько последовательных рекомендаций по модернизации инфраструктуры, которые помогут свести к минимуму ее влияние на непрерывность бизнеса и успешно трансформироваться, независимо от того, проводите ли вы крупномасштабное обновление или обновляете отдельные компоненты.

1. Найдите четкое обоснование модернизации

Обоснуйте причину модернизации. Возможно, она нужна вам, чтобы избавиться от технологического долга и связанных с ним технических и ресурсных рисков, или же она потребуется вам для масштабирования бизнеса и усиления конкуренции на рынке. Может быть, вы хотите улучшить обслуживание клиентов, увеличить прибыль, качественно вырасти. Причин или их комбинаций может быть много. Некоторые организации десятилетиями работают на мэйнфреймах. Найти сотрудников с необходимым набором навыков для их обслуживания не так просто и, следовательно, это не позволяет полноценно конкурировать на рынке. Как уже говорилось, причины могут быть разными, но важно, чтобы организации четко понимали цели обновления. Имея цель, легче принимать соответствующие решения.

2. Проведите оценку текущего состояния

Крайне важно, чтобы предприятия делали оценку состояния своего текущего технологического ландшафта. Они должны иметь четкое представление о том, в чем состоят их недостатки. Это позволит приступать к модернизации осмысленно, а не модернизироваться ради самой модернизации. Например, компания может оперировать устаревшими технологиями, но при этом иметь дополнительные богатые бизнес-возможности, которые помогают ей выделиться на рынке. В некоторых случаях целесообразно модернизировать технологию, но не логику бизнеса, потому что она может быть рассчитана на десятилетия и быть уникальной в отрасли. Приступая к модернизации, организации не желают терять свои сильные стороны и возможности, поэтому им нужно убедиться, что они лишены технологического долга.

3. Определите свое целевое состояние и создайте дорожную карту

Исходя из логики модернизации, предприятию нужно смоделировать желаемое целевое состояние и разработать дорожную карту, чтобы этого добиться. Она предусматривает, что у компании есть действующий бизнес и она обслуживает клиентов, поэтому модернизация должна быть максимально бесшовной и как можно меньше влиять на них.

4. Разработка открытой архитектуры

Затем организациям необходимо выбрать и построить открытую архитектуру, которая позволит им реализовать задуманное. Просто выбрать архитектуру из того, что имеется на сегодняшнем рынке не получится — предприятию придется разработать архитектуру, которая является ядром его бизнеса и при этом сделать ее открытой для интеграции с динамичной партнерской экосистемой и предоставления широких возможностей клиентам. Открытость архитектуры — гарантия отсутствия ограничений, гибкости и адаптируемости к рыночным изменениям.

5. Определитесь со стратегией модернизации

После создания архитектуры компаниям необходимо определиться со стратегией модернизации, причем это нужно сделать еще до выбора технологии. Компании могут модернизировать унаследованные компоненты путем обновления технологии, сохранив при этом специфические для бизнеса возможности, или заменить устаревшую технологию на новую, что скорее всего потребует переписывания части или всей бизнес-логики. Они также могут рассмотреть целесообразность внедрения новых технологий для расширения цифровых возможностей. В большинстве случаев стратегия модернизации предприятия будет включать комбинацию этих вариантов. Важно, чтобы в ходе обновления инфраструктуры оно не растеряло бизнес-возможности и уникальность, которые дают конкурентное преимущество.

6. Выберите правильную технологию

Выработав стратегию модернизации, предприятие затем может приступить к модернизации выбранной технологии. Оно может провести конкурентный анализ доступных технологий, чтобы выбрать лучшие из них для своих нужд, обращаясь к аналитикам за информацией о рейтингах и доле рынка по каждой технологии. При ее выборе важно также обратить внимание на поддержку платформы, что требуется в случае возникновения проблем, а также убедиться в наличии персонала, обладающего навыками, необходимыми для ее работы.

7. Будьте готовы к неожиданностям

Предприятия столкнутся с неожиданными ситуациями даже при наличии самой тщательной оценки и планирования модернизации унаследованной технологии. К этому нужно быть готовым. Привлекайте к участию на каждом этапе заинтересованные стороны. Придерживайтесь дорожной карты, а также оставьте возможность вносить незначительные изменения для решения возникающих в процессе проблем. Взвесьте риски, стоят ли они потенциальных выгод? Нужно понимать, что их придется устранять в ходе реализации стратегии.