Каким образом руководителю наилучшим образом поддержать своих коллег и команду в трудный период, когда они им приходится работать удаленно? Развивайте культуру межличностного общения и в первую очередь мягкие навыки, советуют опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты.

Массовый переход на удаленную модель работы стал неожиданностью для предприятий, и налаживание связей между сотрудниками и командами может стать одной из наиболее сложных управленческих проблем нашего времени. Это также область, где большинство ИТ-руководителей не имеют богатого опыта. Навыки межличностного общения, особенно те, которые способствуют формированию культуры открытого и честного общения, являются ключом к успешной работе ИТ-департаментов, команды которых работают удаленно и вынуждены приспосабливаться к серьезным переменам.

Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда еще и с клиентами, партнерами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию, доносить ее до других людей, и как раз для этого требуются мягкие навыки. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры. Ниже рассматривается десять особенно ценных мягких навыков, которые ИТ-лидеры нужно развивать, чтобы поддерживать эффективный контакт со своими удаленными командами. Кстати, термин «мягкие навыки» нравится не всем: например, CEO компании Ouellette & Associates Consulting Дэн Робертс настаивает, что ИТ-департаментам следует перевести эти компетенции в основные навыки, требуемые для выполнения работы. В любом случае пандемия выводит этот «комплект» навыков и эмоциональный интеллект в разряд наиболее важных для общего успеха.

1. Естественность

«Лидеры, которые ведут себя естественно, вызывают доверие и умеют расслабить коллектив. Они выражают эмоции, делятся опытом, рассказывают истории или приводят уроки из жизни, которые резонируют с опытом других людей и находят у них отклик», — говорит Сюзанна Бейтс, CEO компании Bates Communications, специализирующейся на развитии руководителей и придании им лидерских качеств. — Лидер умеет общаться с людьми как человек, завоевывать их доверие как личность, а уже затем — как руководитель«. Однако не все руководители осознают важность этого или правильно ведут себя. Одним из неожиданных преимуществ удаленной работы является то, что она устранила традиционные препятствия на пути естественности и сотрудники могут мельком взглянуть на руководителя как человека, находящегося в своем естественном окружении. При этом, по словам Бейтс, в нынешних условиях руководителям больше обычного приходится раскрывать свои чувства или делиться опытом.

2. Гибкость мышления

Сейчас не время для жесткой привязки к какому-либо определенному способу мышления или плану, даже недавно утвержденному. «Я понял ценность „интеллектуального смирения“ или обладания идеями завтрашнего дня, которые могут противоречить идеям дня сегодняшнего, — говорит Джош Кристоферсон, CEO платформенного провайдера в области развития лидерских качеств и повышения квалификации Achieve Today. — По сути, это гибкость мышления. Чем больше вы практикуете такое мышление, тем более гибким менеджером и руководителем вы будете в любой возникающей ситуации».

3. Открытость и доступность

Неформальные беседы у кулеров для воды или у рабочих столов остались в прошлом. «Покажите своим коллегам, что вы не растеряли активность, будьте открытыми для сотрудничества, — советует менеджер по взаимодействию Theorem Сара Таллион. — Если кто-то из них столкнется с препятствием для выполнения задачи — предложите ему провести мозговой штурм в видеочате. И не бойтесь обратиться к своей команде, если вам также нужна помощь».

Бейтс предлагает открывать виртуальные форумы для обмена мнениями, такие как встречи «через уровень» (skip-level meeting), обходы, обеды или кофе-брейки в небольших группах или индивидуальные встречи онлайн. «Ваша цель — увидеть, как идут дела у членов вашей команды, получить их отзывы, послушать, над чем они работают, и, возможно, поделиться тем, над чем вы работаете или с какими сложностями сталкиваетесь, — говорит она. — Если беседа с человеком носит односторонний характер, контакт с ним теряется».

4. Эмпатия (плюс действие)

Работа из дома вызывает дискомфорт практически у каждого человека, и очень важно, чтобы ИТ-руководители продемонстрировали, что они понимают проблемы. «Важно помнить о множестве различных условий, в которых члены вашей команды могут работать в разное время, — говорит Кристоферсон. — Одни работают над проектами, но в тоже время им приходится ухаживать за больными членами семьи. Другим нужно отвлечь детей, чтобы ответить на телефонный звонок, третьи работают, но дается это им непросто, потому что они не привыкли к самоизоляции. Ваша роль как лидера или менеджера заключается в том, чтобы относиться к этим проблемам с пониманием и помочь людям преодолевать их».

Однако одной эмпатии (сочувствия) недостаточно. По словам CEO Knoa Software Брайана Бернса, CIO нужно устранить барьеры, которые мешают сотрудникам продуктивно работать, предложив им гибкий график для решения домашних проблем или проблем с учебой детей в школе, консультацию психолога, чтобы справиться с депрессией или с состоянием тревоги, или технологии, которые помогут им сосредоточиться на работе в домашних условиях (например, наушники с шумоподавлением).

5. Находчивость

Удаленная работа дает определенные преимущества, но чтобы члены команды действовали более эффективно, может потребоваться доля творческого подхода. Изобретательность — ключ к успеху. Ненаходчивых людей не бывает, уверена Кимберли Руш, основательница All-Star Executive Coaching, но есть подавленное состояние, когда человек испытывает страх, сомнения или на него давит стресс. Когда люди чувствуют себя подавленными или начинают мыслить субъективно — они часто растрачивают ресурсы впустую. С другой стороны, творческая энергия находится на позитивной стороне спектра. Уверенные в себе, чуткие, игривые, энергичные, полные энтузиазма, любопытные, радостные, заинтересованные или благодарные люди, как правило, более творческие. Чем успешнее ИТ-руководители смогут моделировать эти состояния или создать для них основу, тем лучше.

6. Внимание

Признание успехов и заслуженная похвала за полученный результат всегда приносит дивиденды, особенно при работе из дома. «Удаленное рабочее место — изолированная среда, и вашей команде может элементарно показаться, что она работает в вакууме, — сказала Бейтс. — Сегодня более чем когда-либо важно находить в ходе общих или индивидуальных встреч время, чтобы похвалить команду за упорный труд, подчеркнуть успехи проекта, большие или маленькие победы». При этом похвалы должны прозвучать как можно более открыто: «Убедитесь, что люди понимают, что вы замечаете их достижения и лично цените их вклад».

7. Мотивационная речь

Выделите время в повестке дня, чтобы вдохновить команду. «Истории — отличный способ добиться взаимопонимания и мобилизовать людей, — считает Бейтс. — Поставьте перед ними задачу, а затем поделитесь историей о том, как ее решать. История проще передает смысл сказанного». Вместо того, чтобы начинать встречу со слов «Я верю в эту команду», CIO может пойти другим путем, уверяет Бейтс: «Что, если бы вместо этого вы сказали другое: „Я верю в нашу команду, потому что год назад мы столкнулись с аналогичной проблемой — отстали от графика выполнения заказов клиентов. Тогда мы оказались на высоте и справились с ситуацией, потому что все проявили изобретательность, избавились от волокиты и проволочек и в итоге мы достигли нашей цели. И это то, что поможет нам двигаться вперед в это непростое время“. Это тот же основной посыл к действию, но за ним кроется мотивация, что делает его ощутимым».

8. Умение задавать тон

Манера передачи информации может быть так же важна, как и сам ее смысл, особенно в виртуальном мире, в котором другие сигналы интерпретировать труднее. «Очень важно быть энергичным и уметь поднимать настроение, особенно во время виртуальных встреч, — полагает Кристоферсон. — Но еще более важно чувствовать, когда пришло время оставить реплики при себе, чтобы передать более серьезное сообщение». Попробуйте разобраться с тем, как ваша манера выражения влияет на настроение людей — овладеть этим мягким навыком сейчас особенно важно. «Вам непременно нужно уметь приспосабливаться к любой аудитории, и освоение этого навыка сделает вас незаменимым, — добавил он. — Не ждите, что он придет естественным путем».

9. Любопытство

Задавайте вопросы — это открывает дорогу для настоящего обмена информацией. Если вы спросите кого-то, как он поживает, то он, скорее всего, ответит, что у него все отлично. Но наводящие вопросы дадут толчок к более развернутому диалогу: как вы относитесь к тому, что дети весь день находятся дома? с какими проблемами сталкивается ваша команда, какая из них особенно досаждает? что вы думаете о нашей организации?. Внимательно выслушайте ответы. «Будьте готовы поделиться своим видением вопроса, — советует Бейтс. — Это не означает, что вы должны раскрывать личную информацию. Просто будьте искренними, прямолинейными и говорите, как есть».

10. Оптимизм

Люди реагируют на трудности по-разному. На них можно смотреть как на непреодолимые препятствия или как на решения, которые ждут своего часа. Оптимизм — важнейший аспект эмоционального интеллекта, и он бесценен в этот затянувшийся период удаленной работы. Как поясняет клинический психолог и основатель консалтинговой компании RocheMartin Мартин Ньюман, оптимизм — это стратегия, позволяющая «почувствовать новые возможности, заглянуть в будущее и развить глубокую эмоциональную смелость и устойчивость перед лицом неудач».

Переход к такому образу мышления требует немало усилий, но он гораздо лучше, чем самокопание. «Хотим ли мы прожить жизнь будучи в постоянной тревоге, негативном состоянии и ожидании чего-то плохого, чем, кстати, можем даже навлечь его на себя? Неужели не лучше перестроить себя таким образом, чтобы воспринимать все как нечто неизбежное? Мы можем контролировать свои реакции, выбирать образ мышления и настроение, с которым мы просыпаемся каждое утро», — полагает Руш.