Процесс создания прототипа пользовательского опыта (UX) очень важен, поскольку он позволяет заглянуть в будущее, пишет на портале The New Stack Джордж Абрахам, директор по пользовательскому опыту компании Infragistics.

Прототипирование — это как супергерой, выполняющий важнейшую миссию в двух направлениях:

  1. позволить дизайнерам оценить свои концепции, не проходя весь цикл проектирования на основе одних лишь предположений;
  2. чтобы заинтересованные стороны были уверены в успехе конечного продукта.

Прототипирование используется для обсуждения концепции или идеи, что в конечном итоге экономит время и деньги в процессе разработки, позволяет опробовать вашу концепцию на целевой аудитории, создать для разработчиков эталон для уточнения сферы применения и спланировать документацию по проекту. Прототипирование — это важный этап в процессе разработки, цель которого — оценить удовлетворенность клиентов и служить проверкой, которая приводит к желаемому результату — полностью функциональному конечному продукту. По своей сути, прототипирование превращает изолированный процесс проектирования в процесс совместного участия, показывая «как это работает».

Где бы мы были без прототипирования?

Без прототипирования вы рискуете перепроектировать или недопроектировать свой продукт. В конечном продукте могут появиться ненужные функции, запутанные рабочие процессы, плохой пользовательский интерфейс или другие проблемы. Прототипирование перед запуском является ключевым моментом, поскольку оно предотвращает дорогостоящие ошибки, определяя, что необходимо исправить до начала разработки.

Чтобы создать полезный прототип, необходим соответствующий процесс. Это модель разработки ПО, по которой создается, тестируется и дорабатывается прототип. В зависимости от исследовательских целей, прототипы могут быть созданы с использованием различных типов инструментов, таких как средства проектирования типа Sketch и инструменты для проектирования экрана или полные, интегрированные инструменты проектирования до кода.

Независимо от того, какой инструмент вы используете, ваш прототип должен быть ориентирован на потребности и желаемое поведение пользователей.

Как обойтись без гадания при проектировании пользовательского опыта

Прежде чем перейти к созданию прототипа, дизайнеры UX и проектные команды, по сути, занимаются угадыванием. Даже самые лучшие концепции могут потерпеть неудачу без сбора обратной связи, которая покажет, как именно будет вести себя пользователь в макете среды или продукта.

В отличие от статичных визуальных образов, UX меняется во времени и может охватывать несколько этапов. Пользователи не просто смотрят на пользовательский интерфейс, а используют его для достижения своей цели. Поэтому то, что может хорошо выглядеть на статичном макете, может потерпеть неудачу, когда пользователь начнет взаимодействовать. Прототипирование выявляет скрытые дефекты и открывает путь к совершенству.

Вот три суперспособности прототипирования:

  • помогает нам лучше понять проблему, которую мы решаем;
  • обеспечивает конкретную идею конкретной обратной связью, чтобы прийти к окончательному решению;
  • экономит время и деньги и бережет репутацию, заранее показывая пробелы в дизайне.

Но каким образом прототипирование помогает UX? Все просто — оно продвигает творческий процесс вперед, выявляя области улучшения, которые в противном случае не рассматривались бы как приоритетные в цикле разработки.

Зачастую команды разработчиков сосредоточены только на реализации крупных функций. Но крупная функция все равно может потерпеть неудачу либо потому, что изначально это была неправильная функция, либо потому, что в ней не хватало деталей UX, которые позволили бы пользователям почувствовать вносимые ею улучшения. Прототипирование может помочь обнаружить оба типа проблем на ранней стадии.

Демистификация прототипирования

Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы прототипирования:

  • прототипирование низкой точности. Быстрый и дешевый тип, часто на бумаге, дающий возможность быстро получить предварительное представление о продукте. Это базовая форма прототипирования, которая не позволяет проводить формальное тестирование юзабилити и собирать метрики;
  • прототипирование средней точности. Обладает ограниченной функциональностью. Цифровые эскизы с базовым взаимодействием с пользователем предоставляют некоторые, но не все критические функции и контент, используемые в продукте;
  • прототипирование высокой точности. Этот тип прототипа выглядит реалистично и функционирует максимально похоже на реальный продукт перед запуском. Он интерактивен и обеспечивает значимую обратную связь. Он также подходит для демонстрации перед потенциальными инвесторами или заинтересованными сторонами.

Цель прототипов — всегда поддерживать высокий уровень достоверности для пользователя. И роль модератора является более или менее важной в зависимости от уровня достоверности прототипа.

Прототипы низкой точности, как правило, представляют высокоуровневые концепции и рабочие процессы. В них, как правило, отсутствует окончательное содержание и визуальный дизайн в интересах скорости. Однако действия пользователя, такие как кнопки и элементы навигации, определяются более конкретно, чтобы он мог завершить рабочий процесс. Недостающие детали заполняются модератором. Другими словами, ролевые игры и рассказывание историй являются важными аспектами прототипирования с низкой точностью. Обычно такие прототипы используются в качестве реквизита для опроса пользователей, а не ограничиваются пользовательской задачей. Более того, время, сэкономленное на добавлении деталей к одному прототипу, можно потратить на поиск альтернативных вариантов дизайна.

По мере того, как мы повышаем точность среды прототипирования, создавая более реалистичный контент и более богатое взаимодействие, мы можем уменьшить количество «объяснений» модератора участникам. Прототипирование со средней точностью лучше всего работает, когда мы хорошо понимаем проблемное пространство и можем придумать значимые задачи. При таком подходе присутствие модератора менее критично, лучше всего записывать сессию пользователя и просить его думать вслух при использовании прототипа. Такое прототипирование также является хорошим кандидатом для тестирования на основе задач, и тесты можно проводить удаленно.

Прототипирование с высокой точностью лучше подходит для доработки решения. С появлением наборов пользовательского интерфейса и доступа к инструментарию стало проще подобрать окончательный внешний вид и ощущение от приложения. Но нам все еще нужен реалистичный контент, чтобы погрузить участника в процесс (или устранить его неверие). При этом высокая реалистичность не обязательно должна быть связана только с визуальными эффектами. Существуют определенные рабочие процессы и взаимодействия, которые проще представить в рабочем коде. Это может зависеть от области, в которой вы работаете, особенно если ваш рабочий процесс требует манипулирования данными, тонких взаимодействий или персонализированного опыта. Естественно, это требует больших инвестиций в создание прототипа и может потребовать привлечения нескольких заинтересованных сторон для реализации концепции. Проще, если основное приложение уже существует, а вы расширяете его функциональность.

Учитывая эти варианты, прототипирование средней точности, как следует из названия, пытается найти баланс.

Общие формы прототипирования

Прототипирование обычно осуществляется в двух основных формах: быстрое («на выброс») и эволюционное. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны:

  • быстрое прототипирование. Создание модели, которая впоследствии будет выброшена, а не станет частью окончательной поставки. Это простая рабочая модель системы для демонстрации некоторых ее требований в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом. Она предполагает быстрое создание, возможность быть протестированной пользователем и используется для более точного определения требований к окончательной поставке. Однако к недостаткам быстрого прототипа относятся недостаточная точность и затраты квалифицированного рабочего времени, поскольку вам, возможно, придется модерировать пользовательскую сессию;
  • эволюционное прототипирование. Этот метод позволяет получить надежный прототип и функциональную систему, которую можно использовать до тех пор, пока не будет доставлено окончательное решение. В промежуточный период его можно дорабатывать посредством улучшений и дополнять новыми функциями. Этот метод используется для понимания всех требований и реализации только тех, которые хорошо понятны и подтверждены. Имеет много сильных сторон: ускоряет сроки доставки, позволяет проводить высокоуровневое пользовательское тестирование и предлагает расширенный анализ рисков. Однако следует помнить, что он неприменим для небольших проектов, отличается высокой сложностью и требует больших затрат, а также уменьшает мотивацию на внесение изменений из-за затрат времени.

Прототипирование как путь к успеху

Используя возможности прототипирования, каждая заинтересованная сторона получает возможность заранее убедиться в том, что конечный продукт будет соответствовать первоначальному замыслу. Создание прототипа означает укрепление доверия, и в конечном итоге это самый защищенный от ошибок способ взять цельный проект и выдать наиболее функциональный продукт. Поэтому, если хороший пользовательский опыт является одной из целей вашего проекта, прототипирование — один из самых эффективных методов ее достижения.