Вопрос о том, как сделать курс интересным, имеет смысл ставить после того, как заказчик сам или с вашей помощью определил потребность в обучении, выделил ключевые знания и навыки, проинформировал о предстоящей учебе сотрудников и по возможности замотивировал их. И после того, как вы получите весь необходимый для создания курса материал, собранный в наблюдениях, в беседах с экспертами и из других источников. Стартовая мотивация людей на обучение от вас почти не зависит. Но в ваших силах — вовлечь и замотивировать структурой и подачей самого материала. Перечислим факторы, которые сделают создаваемый курс максимально интересным.

Оптимальный уровень новизны и трудности

Предварительная диагностика должна показать, каков стартовый уровень владения учебной группой нужными знаниями и навыками. В случае, если разброс в группе большой, имеет смысл разбить курс на две ступени: для менее подготовленных участников — первая и вторая ступень, а более подготовленные могут начать обучение со второй ступени.

Скорость введения информации должна быть такой, чтобы люди успевали усваивать, но при этом не оставалось времени отвлекаться.

Новая информация обязательно должна закрепляться в итоговых выводах, контрольных вопросах и упражнениях. Если речь идет об усвоении практических навыков, необходимо отвести достаточно времени для их отработки на тренажерах.

Сотрудник должен быть допущен к следующей части курса только после того, как покажет удовлетворительный уровень овладения предыдущей частью. В противном случае он столкнется с непосильными трудностями.

Разбиение на законченные блоки оптимального объема

Весь материал необходимо разбить на законченные смысловые блоки. Объем каждого блока должен быть таким, чтобы даже самый «неспособный» учащийся смог просмотреть, выслушать, осмыслить и усвоить содержание «за один присест». Например, если речь идет о передаче знаний, это могут быть семи-десятиминутные лекции с последующей отработкой на контрольных заданиях или интерактивных тренажерах. Важно избежать пресыщения и утомления, которым особенно подвержены люди с низкой стартовой мотивацией. Если кто-то может пройти подряд два, три или четыре блока — это нормально.

Логика пирамиды: новое в курсе вводится с опорой на уже освоенное

В отношении как знаний, так и практических навыков действует правило: идем от простого к основанному на этом простом сложному. От букв — к словам, от понимания бухгалтерских проводок — к плану счетов, от понятия прибыли — к детальной аналитике затрат, от общих принципов гибкой разработки софта — к конкретным инструментам. То же и при освоении умений: от умения держаться на воде — к плаванию кролем, от владения главным меню компьютерной программы — ко все более глубоким опциям.

При введении даже минимальной информационной единицы — формулы, правила, понятия — каждый раз спрашивайте себя: будут ли понятны слушателям все термины, используя которые вы вводили нечто новое? Были ли они разъяснены в предыдущих частях курса? Понятность, объяснение и введение нового через уже известное — должны связывать сквозными линиями все части материала, от начала сессии до конца, от первого занятия до последнего.

Навигация и возможность откатить назад

Учебный курс должен быть снабжен навигационной схемой, показывающей последовательность его частей. Должна быть предусмотрена возможность перейти от текущего фрагмента курса на любой предыдущий, чтобы освежить в памяти или углубиться в детали, которые прежде были усвоены слишком поверхностно. Для удобства пользователей можно предусмотреть возможность вызова навигационной схемы из меню на любой текущий экран.

Объясняйте смысл каждого блока

Для того, чтобы обучение проходило более осознанно, каждую часть, главу, сессию — желательно предварить кратким пояснением: как связана эта часть курса с последующими и предыдущими частями, со всем курсом в целом. И какие полезные знания или навыки учащиеся приобретут в результате освоения именно этой части. Следуйте этой рекомендацией гибко и осознанно: в каких-то случаях пояснение не требуется в силу его очевидности, в каких-то — фрагмент может не иметь самостоятельного «прикладного» значения.

Переключения между типами контента

Привлекательность курса и его способность удерживать внимание можно повысить за счет разнообразия типов контента внутри каждого сеанса. Когда речь спикера чередуется или монтируется с графическими слайдами, анимацией или с видеофрагментами, происходит переключение внимания слушателей. За счет этого внимание не успевает «устать» от одного и того же режима восприятия. Такие переключения позволят без снижения комфортности обучения увеличить длительность и информационную емкость каждого сеанса.

Интерактивные тренажеры и контрольные задания

Контрольные задания после каждого смыслового блока необходимы для того, чтобы оценить усвоение пройденного. Задания в форме закрытого перечня вопросов — самый распространенный, но и наиболее слабый и скучный для учащихся вариант. Скуку вызывает уже тот факт, что закрытые перечни широко распространены и люди сталкиваются с ними постоянно. Нет новизны, нет интриги. Вторая причина слабости такого решения: как правило, списки вопросов не побуждают думать, не содержат задачи на сообразительность. Требуется просто запомнить и воспроизвести то, что было предложено на мини-лекции. Современные средства конструирования электронных курсов предлагают целый набор альтернатив закрытому перечню. Например, классификацию или установление попарных связей между элементами по принципу «драг энд дроп», работу с кругами Эйлера и т. п. Само по себе это более интересно, даже если смысл заданий останется тем же, что и в закрытом перечне вопросов.

Кроме того, задания на основе манипулирования объектами на экране могут использоваться не для контроля усвоения, а для организации самого усвоения. Здесь срабатывает известная психологическая закономерность: при активной работе с материалом он усваивается лучше, чем при простом запоминании. Соответственно, некоторые из тех заданий, что используются для контроля усвоения, можно вставлять как тренажеры не на границе перехода от блока к блоку или от сеанса к сеансу, а внутри единиц учебного материала.

Мгновенная обратная связь

Особенно важна мгновенная обратная связь при работе на интерактивных тренажерах. Когда задача не сводится к перебору вариантов, к простейшему «если не А, то значит Б», тренажеры с обратной связью имеют самостоятельный вовлекающий потенциал и могут даже вызывать спортивный азарт у слушателей.

В тех случаях, когда это возможно технически и вписывается в отведенный бюджет, обратная связь может не исчерпываться сигналами «Верно» и «Неверно». Когда задания достаточно трудны, окончательный вердикт могут предварять дозированные подсказки.

Для заданий повышенной трудности желательно предусмотреть не просто оценку «верно-неверно», но также и объяснение: что именно оказалось неверным в решении, в чем именно допущена ошибка.

Введение элемента соревновательности

Любая деятельность может получить дополнительный вовлекающий и мотивирующий движок, если она протекает как соревнование. Учебный курс можно оснастить счетчиком числа верно выполненных заданий — и вывести результаты на визуализированные графики. Это позволит всем видеть успехи и рейтинг каждого из участников учебной группы или даже успехи и рейтинги отдельных команд. По ходу обучения лидеры и отстающие обычно не засиживаются на одних и тех же местах, рейтинги меняются, и это создает захватывающую динамику.

Кроме того, особенно если программой предусмотрено «ручное» сопровождение учащихся и общение с наставниками, соревнования можно проводить и в других номинациях. Например, кто задаст больше точных осмысленных вопросов. Или чей вопрос наставник оценит как лучший. Это не только внесет дополнительный соревновательный момент, но и поможет усовершенствовать курс в следующей его версии.

Отсутствие технических сбоев

При отладке курса важно иметь в виду: выключение звука, зависание картинки, перебои с питанием и другие неполадки расхолаживают участников, могут раздражать их и в любом случае выбрасывают из процесса, в который они были включены.

Высокое качество аудиовизуальных материалов

Четкость и контрастность изображений, чистота цвета, качество звука — могут играть в обучении далеко не последнюю роль. Особенно если придется работать с аудиторией, привыкшей к высокому качеству картинка, звука, передачи речи или музыки.

Эргономичность подачи материала

Дикция, обаяние и эмоциональный напор лектора. Оптимальный темп речи. Грамотный, не напрягающий глаза и облегчающий восприятие подбор цветов на слайдах. Грамотно выстроенная композиция фигур в изображении. Оптимальный уровень «визуальной плотности слайда», когда он выглядит не слишком пустым, но и не слишком загроможденным. Все эти тонкости пользователь улавливает, порой даже на бессознательном уровне. И все это оказывает влияние на его желание или нежелание смотреть и слушать.

В заключение отметим, что предложенные рекомендации далеко не всегда можно выполнить с первого раза, даже если у разработчиков высшее психологическое, дизайнерское или художественное образование. Поэтому при разработке курса желательно тестировать его фрагменты на людях, близких по возрасту, компетенциям и культуре к будущей аудитории. Все ли понятно? Нет ли раздражающих или мешающих усвоению моментов? Не слишком ли утомительно? Что можно было бы улучшить? Обсуждать эти вопросы следует в индивидуальных беседах или на фокус-группах по ходу или сразу после знакомства с пилотным фрагментом. И, конечно же, позаботиться предварительно о непринужденной доверительной атмосфере.