Большинство руководителей российских компаний не считают своих молодых подчиненных, относящихся к поколению Z, особенными по сравнению с более взрослыми сотрудниками. К таким выводам, полученным в результате опроса 778 работодателей, пришли эксперты проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia и агентства Graph Visual Communications.

В первой части исследования руководителям было предложено согласиться или не согласиться с характеристиками, которые приписываются поколению Z в западных и отечественных источниках. Каждый делал выбор на основе личного опыта взаимодействия с молодыми подчиненными и оценивал утверждения по шкале от 1 («вообще не согласен») до 10 баллов («вообще не согласен»).

Респонденты в достаточной мере согласились с тем, что у поколения Z более ярко выражена ориентация на work-life balance по сравнению с сотрудниками старше 30 лет (средний балл 7,5), что они стремятся к мгновенному успеху (7,4) и гибкому графику (7,3) и что им сложнее, чем более взрослым работникам, заниматься рутинными задачами (7,1).

Респонденты скептически отнеслись к утверждениям, что молодые специалисты не готовы брать на себя ответственность (5,6) и чаще занимаются самообразованием по сравнению с более старшими коллегами (5,6). Наименьший балл получили следующие характеристики: «они креативнее сотрудников старше 30 лет» (5), «они не готовы рисковать» (5), «они рано устроились на работу» (4,8), «они не готовы выражать свою позицию» (4,7), «они лучше справляются с многозадачностью, чем более взрослые сослуживцы» (4).

В целом, большинство респондентов вели себя осторожно в оценках, предпочитая выставлять средние баллы: цифра 7,5 оказалась самым высоким значением. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что работодатели считают приведенные утверждения довольно спорными.

Во второй части исследования респонденты отмечали, какие из характеристик присущи только поколению Z, какие — всем молодым людям в любом поколении, а какие вообще не являются характерными чертами тех, кто родился после 1995 года.

Даже подтверждая наличие каких-то качеств у современной молодежи, респонденты все равно не уверены в том, что данные характеристики являются отличительной чертой поколения Z. Многие вещи, по мнению работодателей, присущи молодым людям вне зависимости от принадлежности к поколению. Среди них: демонстрация креативного и нестандартного подхода, сложность решения проблемных ситуаций, неготовность брать ответственность, неготовность открыто выражать свою позицию, неготовность рисковать, а также многозадачность, регулярное самообразование, нацеленность на горизонтальный рост.

Кроме того, не лидирующая, но значительная часть респондентов (от 40% до 46%) посчитала характерными для молодежи любого поколения следующие утверждения: «им очень важна похвала и признание», «они не любят заниматься рутинными задачами», «они стремятся сделать мир лучше», «они отлично владеют современными технологиями», «они стремятся к гибкому графику», «они не могут долго концентрироваться на одной задаче».

Стремление к мгновенному успеху (55% ответов), work-life balance (55%), предпочтение вести деловые вопросы через мессенджеры и переписку (54%) — вот что точно отличает современную молодежь от других поколений, по мнению работодателей. Тем не менее, эксперты отмечают, что максимальная доля согласных с ответами не превышает 55%, и следует быть осторожными в оценке результатов.

Анастасия Стасева, руководитель проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia, отметила: «Данные этого исследования очень ценны для рынка труда, так как, наконец, показывают реальную картину в отношении особенностей самого молодого поколения сотрудников. В последние годы теория поколений обсуждалась всюду и всеми. И сегодня мы можем точно сказать: особенности, безусловно, есть, но большинство из них связаны с экономическими и социокультурными условиями, в которых поколения выросли. Границы их сильно размыты, а характеристики поколений могут быть использованы только как отдельный небольшой фрагмент условий, влияющих на формирование человека как личности и профессионала. В работе же большинство характеристик молодых сотрудников никак не связаны с поколенченской теорией, а свойственны всем юным специалистам в силу неопытности. Тем не менее, в работе с новыми поколениями сотрудников, безусловно, необходимо учитывать сферы и направления, в которых молодые специалисты чувствуют себя наиболее органично — например, у них есть преимущества перед другими в таких сферах, как диджитал-коммуникация, маркетинг в социальных медиа, программирование и администрирование информационных систем».

Мария Багрянцева, со-основатель агентства Graph Visual Communications, прокомментировала: «Мы много взаимодействуем со студентами и самыми молодыми специалистами. Все они — совершенно разные, и их индивидуальные черты редко вписываются в поколенческие стереотипы. Вместе с этим наше агентство работает с более глобальным трендом современности — визуализацией. И в этом направлении опыт молодых специалистов очень помогает, поскольку интернет — это естественная среда, в которой они коммуницируют, и визуальный язык там становится первостепенным».

В исследовании приняли участие 778 респондентов: генеральные директора, HR директора, руководители высшего и среднего уровня российских компаний.

Пресс-релиз

Версия для печати