Как только мне становится известно, что какой-либо провайдер мобильной связи “изменяет параметры отдельных тарифов и услуг с целью их оптимизации и удобства для абонентов”, то руки привычно набивают на клавиатуре компьютера веб-адрес официального сайта компании, где я открываю раздел новостей — и нахожу там много действительно нового, но не всегда “удобного”. К сожалению, для абонентов, которые не так внимательны, многие новации операторов связи приносят в лучшем случае недоумение, в худшем — финансовые потери.

Больше всего проблем у абонентов возникает от желания операторов связи увеличить свой индекс инноваций — доходы от дополнительных сервисов. Общий механизм таких подключений прост: абоненту автоматически подключаются дополнительные услуги связи, причем в какой-то период времени (обычно две-три недели) они бесплатны. Далее оператор отправляет пользователю SMS-сообщение, в котором говорит о том, что по прошествии этого периода всё будет за абонентскую плату. Причем в “лучших” традициях агрессивного маркетинга пользователь должен заявить, что ему эта услуга не нужна, и только тогда ее отключат. Не знал (у многих отключена услуга приема информационных SMS-сообщений оператора), забыл или просто не обратил внимания (сколько, к примеру, пожилых людей или детей читает эти “эсэмэски”?) — отлично, молчание считается знаком согласия.

Особенно страдают от таких новаций новые “подключенцы”, хотя “достается” и абонентам со стажем. Первый эксперимент такого рода был отмечен с услугой Ring Back Tone (GOOD’OK у МТС, “Замени гудок” у “МегаФона” и т. п.), которая позволяет проигрывать мелодию вместо гудков, причем их слышат вызывающие абоненты. Второй вариант — с подключением тарифного модификатора для снижения стоимости внутрисетевых вызовов. К примеру, у МТС услуга “Льготные вызовы во внутрисетевом роуминге” раньше предоставлялась бесплатно. Но с марта оператор постепенно заменяет её услугой “Соседние регионы” и, разумеется, начисляет абонентскую плату рубль в день. Вроде немного, но пользователям об этом говорят только на веб-сайте провайдера связи. Кстати, это не единственная проблема с роуминговыми тарифными модификаторами МТС: ввиду широкой экспансии дружественных компании операторов связи (некоторые из них являются его прямыми дочерними фирмами) пользователи российского МТС всегда имели льготные тарифы во время путешествий по СНГ. Это осталось, но с оговоркой: чтобы получить экономию, к услуге “Близкие страны” теперь необходимо подключить дополнительную опцию с разовой оплатой порядка 90 руб. (абонентская плата отсутствует). Фактически — заплатить за услугу, которая и раньше была предоставлена “по умолчанию”: хороший бизнес в общем-то на пустом месте.

“Отличились” операторы и при тарификации интернет-трафика — к примеру, в большинстве тарифных планов (ТП), не “заточенных” для использования вместе с мобильными модемами, возвращено округление трафика кратно 100 кб, в “Скай Линке” пошли дальше и увеличили эту кратность до 1 Мб, хотя тут есть бесплатный порог в 100 кб. Ничего не изменилось, правда, в биллинге WAP-трафика, кроме того, что его стоимость до сих пор в десять раз выше, чем у GPRS/EDGE.

Не повезло и невнимательным пользователям новых тарифных планов с завлекательными цифрами. К примеру, реклама Tele2 в северо-западном регионе обещает “минуту общения за 1 копейку”. Так вот, на самом деле это цена начиная со второй минуты разговора (первая стоит в 100 раз больше — ровно один рубль) и только для звонков абонентам Tele2 внутри “домашнего” региона. Аналогичная ситуация с ТП “Просто для общения” оператора “МегаФон-Москва”: 5 копеек в этом случае цена реальная, но лишь внутри тарифного плана. А звонки другим абонентам “МегаФона” и абонентам других операторов столицы уже дороже — от 2 руб. Есть подобные примеры и у “ВымпелКома”. Для точного понимания ситуации имеет смысл смотреть полное описание тарифного предложения, не игнорируя “звездочки”, за которыми обычно и прячут сноски.

Отдельно стоит сказать о “стимулирующих SMS-лотереях”, которые любят проводить все операторы “большой тройки” в надежде как-то повысить свой “индекс инноваций”. Их смысл состоит не в правильных ответах на вопросы, а в активном увеличении баллов на своем игровом счету, которые можно получить только за активные (и, разумеется, платные), причем не обязательно правильные ответы на простые вопросы. Всё как в казино: чем больше ставка, тем больше вероятность выигрыша. Но об этом никто не говорит, предпочитая убеждать, что “каждая SMS может быть выигрышной”. Конечно — но только после нескольких сотен сообщений у абонента появляется хоть какой-то шанс. При этом информация о такой “лохотерее” рассылается пользователям от оператора через SMS с настойчивостью, достойной лучшего применения.

Некоторые операторы вносят в это еще и элемент “творчества”: к примеру, и декабрьская, и весенняя лотереи “ВымпелКома” запомнились не только крайне навязчивой рекламой с предложением выиграть автомобиль марки BMW или стать миллионером, но и тем, что отписка от рекламных “эсэмэсок”... была платной (от 29 до 41 руб.). Интересно, какие “новации” операторы предложат своим пользователям в ближайшее время?

Версия для печати