Институт инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE) готовится ратифицировать окончательную версию стандарта беспроводной связи 802.11n. В связи с этим VAR-реселлеры стремятся сформировать у себя необходимый набор продуктов и услуг, чтобы во всеоружии встретить ожидаемый всплеск интереса к проектам в области беспроводной связи.

Согласно исследованию ABI Research, к 2011 г. производители микросхем для Wi-Fi-устройств будут выпускать миллиард чипсетов в год. Практически ежедневно расширяется и спектр новых продуктов. Недавно аналитики из компании In-Stat опубликовали отчет, в котором говорится, что в 2008-м было выпущено более тысячи устройств с поддержкой Wi-Fi.

“Даже в нынешней экономической ситуации наш рынок по-прежнему растет. Показатели роста измеряются двузначными числами. Поэтому у нас очень прочные позиции”, — утверждает Эд Файгероу, директор Wi-Fi Alliance.

Стандарт 802.11n, предполагающий больший радиус действия и более высокую пропускную способность беспроводной связи по сравнению с предшествовавшим ему стандартом 802.11g, готовился на протяжении ряда лет. Первый его проект был одобрен IEEE еще в 2006-м. И хотя окончательного одобрения со стороны института он так и не получил, уже год спустя Wi-Fi Alliance начал сертифицировать продукты, совместимые со второй версией предварительного стандарта Draft 2.0 802.11n.

По словам Файгероу, в 2009 г. сегмент продуктов, имеющих сертификат совместимости с протоколом Draft 2.0 802.11n, достигнет того объема, какой в 2007-м составлял весь рынок продуктов для беспроводных ЛВС. Аналитики утверждают, что после ратификации стандарта тенденция к росту этого сегмента будет только усиливаться.

“В 2010 г. будут выпускаться в основном продукты стандарта 802.11n, — считает Филип Солис, директор по исследованиям ABI Research. — Спрос на них начнёт расти по мере того, как чипсеты с поддержкой 802.11n будут вытеснять наборы микросхем 802.11g”.

VAR-реселлеры, включившие в свой ассортимент продукты, сертифицированные на соответствие Draft 2.0 802.11n, уже выиграли от этого еще до ратификации стандарта.

“Это совершенно изумительная спецификация, — говорит Рик Линдел, президент компании Invictus Networks, занимающейся интеграцией беспроводных сетей. — Мы отмечаем всплеск закупок и повышенный интерес к этой технологии со стороны корпораций и предприятий малого бизнеса”.

Тем не менее многие компании, не желающие рисковать, не спешили с переходом на 802.11n в силу предварительного статуса данного стандарта. Такие организации поддерживают инфраструктуру для версий a/b/g, пока IEEE утрясает детали со всеми заинтересованными лицами, чтобы превратить наконец 802.11n в официальный стандарт.

Но выход из тупика скоро будет найден, считает Файгероу. В июле Wi-Fi Alliance объявил розничным и оптовым покупателям, что продукты, соответствующие предварительной версии стандарта, будут автоматически сертифицированы на соответствие окончательной версии. Таким образом, необходимости в их замене не возникнет.

“Несмотря на то что программа Draft 2.0 позволила во многом устранить опасения покупателей относительно взаимодействия продуктов и целесообразности долгосрочных инвестиций, среди потенциальных потребителей могут быть и такие, кто все еще ожидает окончательной версии стандарта, опасаясь проблем с совместимостью предлагаемых ныне продуктов, а также того, что в них может быт реализован не полный набор функций, — говорит Файгероу. — Но уже в скором времени на наших глазах будет возрождаться интерес со стороны предприятий, которые выжидали, а теперь готовы к закупкам. Больше нет никаких причин выжидать”.

Однако хотя программа автоматической сертификации, безусловно, позволит VAR-реселлерам легко убедить покупателей, что нет оснований откладывать приобретение новых ноутбуков и сетевого оборудования для беспроводных сетей, существует проблема специализированного оборудования.

Например, Этан Зельтцер, основатель компании GroundForce IT, VAR-реселлера и сервис-провайдера, считает, что у них выпуск беспроводных устройств во многом держится на плаву за счет клиентов, занимающихся производством и дистрибуцией: “Мы отмечаем рост спроса на беспроводную технологию именно со стороны производителей и дистрибьюторов”.

Эти клиенты используют беспроводную технологию, чтобы надежно связать находящееся в цехах крупное оборудование со специализированными переносными устройствами, такими как ручные сканеры. Во многих случаях подобное оборудование отстает в освоении новых стандартов.

“Как правило, мы предлагаем клиентам присмотреться к точкам доступа, поддерживающим стандарт 802.11n, когда он будет окончательно ратифицирован, — пояснил Зельтцер. — Но я думаю, что здесь может возникнуть проблема с мобильными периферийными устройствами, которые очень специфичны в каждой отрасли промышленности и совсем не обязательно поддерживают предварительную версию нового стандарта. Если вы посетите производственную или дистрибьюторскую компанию, то увидите, что зачастую здесь используется не самая современная аппаратура”.

Тем не менее Зельтцер стремится обеспечить своим клиентам максимальную совместимость с будущим стандартом: “Потратьте чуть больше, но купите то оборудование, которое со временем сможет поддерживать 802.11n. И в течение трех лет не спешите с заменой беспроводной периферии, пока все периферийные устройства не будут соответствовать новому стандарту”.

Гарантию на будущее как добавленную ценность к консультационным услугам дает своим клиентам и Линдел из компании Invictus. Он утверждает, что в ближайшие годы небольшим реселлерам беспроводного оборудования необходимо найти способ предложить покупателям дополнительную ценность, поскольку средняя цена продажи (ASP) беспроводных продуктов стремительно снижается. Если этого не сделать, оптовые продавцы съедят реселлеров живьем. Тенденцию к снижению ASP подтверждает в своем недавнем отчете и ABI Research.

Например, Линдел ссылается на заявление, которое в середине августа было сделано компанией Ubiquiti Networks и вызвало небывалые перемены в ценах на уличное беспроводное оборудование стандарта MIMO (multiple-in, multiple-out). Выпустив линейку продуктов Airmax, Ubiquiti значительно снизила ценовой порог для устройств MIMO. Более того, она опубликовала цены на своем веб-сайте, оставив реселлерам очень незначительную свободу маневрирования при определении своей маржи, если они не хотят выглядеть излишне жадными в глазах покупателей.

“Этот шаг за один день породил революционные перемены на рынке, — отмечает Линдел. — Если раньше практически никто не имел настоящего продукта с MIMO и поддержкой 802.11n для использования вне помещений, то в течение суток появился игрок, предлагающий полную линейку продуктов, причём, наверное, по самым низким ценам”.

Разумеется, оборудование, продаваемое по более доступным ценам, открывает множество возможностей для таких VAR-реселлеров, как Invictus и GroundForce IT, которые могут теперь поставлять его малым организациям, прежде и не мечтавшим об использовании беспроводной связи. Однако покупатели столь чувствительны к малейшим изменениям цен, а маржа столь невелика, что продавать продукты с добавленной ценностью нужно крайне осторожно.

“Мы надеемся привлечь клиентов, но при этом ценовая планка установилась на очень низком уровне. А на рынке есть еще множество компаний, занимающихся электронной торговлей, которые, в сущности, просто торгуют через электронные магазины, тогда как мы создаем добавленную ценность, производим установку оборудования, консультируем клиентов и так далее”, — пояснил Линдел.

Будучи интегратором беспроводных сетей, Линдел считает, что в качестве добавленной ценности может предложить покупателям свой богатый опыт.

“Среди торгующих через Интернет многие вообще не разбираются в беспроводных сетях. Они не могут предложить добавленную ценность. Не могут даже порекомендовать, как настроить оборудование, поскольку не имеют необходимой для этого квалификации, — отмечает он. — Мы же являемся интегратором беспроводных сетей. Это всё, чем мы занимаемся. Мы знаем данную технологию и можем заставить ее хорошо работать. Вот что нужно иметь в виду”.

А Зельтцер отметил, что его компания делает прибыль на обеспечении безопасности беспроводных сетей и связанном с этим консалтингом, который он называет своим хлебом насущным.

“Мы специализируемся на услугах в области безопасности и можем исключить ситуации, которых все опасаются, когда кто-то сидящий, например, в машине на автостоянке вторгается в вашу беспроводную сеть с целью напакостить”, — сказал он.

Версия для печати