Что происходит с мобильными технологиями в корпоративном сегменте? Издание Channel Insider обратилось к Джину Синьорини, знатоку мобильного рынка и вице-президенту аналитической компании Yankee Group, чтобы выяснить, как он оценивает изменения в мобильном ландшафте. В результате удалось выделить девять главных тенденций в области корпоративной мобильности, которые следует принять во внимание, формируя стратегию выхода на рынок, и учесть на будущее.

Тенденция 1. Консьюмеризация ИТ

Времена, без сомнения, изменились. Вместо диктата в отношении устройств, которыми разрешено пользоваться на работе, теперь предприятия прислушиваются к пожеланиям своих сотрудников.

“Работники оказывают значительное влияние на решения, касающиеся применения мобильных технологий”, — отмечает Синьорини. Почему? Потому что смартфоны стали распространенным устройством и каждый выбирает модель по своему усмотрению. Обеспечив поддержку аппаратов, приобретенных работниками, компания получает наилучшую возможность сократить затраты на закупки, а также повысить отдачу от сотрудников (и соответственно прибыльность бизнеса), поскольку они всегда остаются на связи.

Тенденция 2. Рост популярности и разнообразия смартфонов

Синьорини утверждает, что компании теперь вынуждены мириться с большим разнообразием операционных систем в своей ИТ-среде, поскольку смартфоны распространены как никогда раньше.

“Широкое распространение смартфонов и многообразие операционных систем на предприятиях означает переход к стадии, когда корпоративная среда представляет собой эклектическую смесь”, — считает он.

Смесь из чего? — можете вы спросить. Да из всего, начиная с недавно анонсированных BlackBerry Torch и Droid X и заканчивая ожидаемыми в скором времени и широко обсуждаемыми ныне устройствами на базе Windows Phone Series 7. Спрос определяется индивидуальными потребностями и предпочтениями. Это означает, что предприятия, хотят они того или нет, должны обеспечить поддержку множества разных устройств, если перед ними стоит задача повысить эффективность работы и уровень взаимодействия мобильных сотрудников.

Тенденция 3. Изменит ли Android правила игры на предприятиях?

Google запаздывает с продвижением свой мобильной платформы в корпоративный сегмент во всех его звеньях, включая прямых закупщиков ИТ-решений, реселлеров и разработчиков корпоративных приложений, которые переносят свои планы, относящиеся к Android, на 2011 г. Тем не менее Синьорини считает, что Android проложит себе дорогу на предприятия быстрее, чем многие ожидают: “Я полагаю, что наводнение рынка устройствами с Android начнется в течение ближайших шести месяцев. Это просто неизбежно”.

По его мнению, в условиях консьюмеризации ИТ появление Android на предприятиях — это насущная необходимость.

“Предприятиям приходится ослаблять ограничения, продиктованные соображениями безопасности, — констатирует Синьорини. — Разнообразие операционных систем уже стало реальностью. Людям нужны разные устройства, и в этой ситуации предприятия должны озаботиться тем, как минимизировать риски и извлечь пользу из новых технологий”.

Тенденция 4. Управление политиками и мобильными устройствами

По мере усиливающегося проникновения мобильных технологий в корпоративную среду управление этими технологиями становится все более сложным и дорогим.

“Предприятия ищут новых подходов к формированию политики приобретения мобильных технологий и оптимизации соответствующих затрат”, — отмечает Синьорини. Их руководители задаются вопросом, чтó для компании дешевле: управлять мобильными устройствами самим или отдать эту задачу полностью либо частично на аутсорсинг.

Кто может заняться таким бизнесом? Пространство для деятельности тут открыто, а возможностей не счесть. Разработчики ПО вроде Good Technologies, реселлеры, провайдеры предлагают предприятиям свои решения и различные формы оплаты услуг.

Тенденция 5. Востребованные приложения не ограничиваются электронной почтой

Области и возможности применения мобильных технологий безграничны. Предприятиям нужно выявить лучшие варианты развития и развертывания приложений следующей волны, которые дополнят электронную почту. По данным Синьорини, 40% сотрудников предприятий можно отнести к категории мобильных работников, что открывает огромные возможности для производителей мобильных устройств и приложений.

“Мы уже имеем разнообразные устройства и электронную почту как базовое приложение, — поясняет Синьорини. — Теперь, когда всё это есть, чего ждать дальше? Созданы десятки тысяч приложений для смартфонов, но предприятиям нужно самим определиться, стоит ли приобретать то, что уже разработано и продается, или лучше заняться созданием своих приложений. Вероятных подходов огромное количество”.

Эта ниша может быть заполнена множеством вендоров — от провайдеров и реселлеров, имеющих прочные связи с независимыми разработчиками ПО, до крупных производителей программных пакетов вроде Oracle и SAP, которую должно подстегнуть недавнее приобретение Sybase, гиганта в области мобильных технологий.

Тенденция 6. Мэйнстрим-направление — B2C

Корпоративные мобильные приложения, как правило, представляют собой решения категории B2E (Business-to-Employee), предназначенные, в частности, для предоставления услуг вне офиса, учета прямых поставок, отслеживания движения материальных ценностей. По мнению Синьорини, следующая волна в мобильном сегменте будет представлена приложениями B2C (Business to Consumer).

“Сейчас все большее значение приобретает вопрос, что мы можем предложить заказчикам и как мы взаимодействуем с ними. Мобильные технологии открывают для их привлечения дополнительные возможности”, — утверждает Синьорини. По его прогнозам, приложения B2C обгонят по числу внедрений приложения B2E в течение ближайших одного-двух лет.

Какие же приложения B2C будут особенно востребованы? Синьорини считает, что финансовые приложения и мобильный банкинг сохранят свой статус. Вместе с тем поставщики платформ вроде Antenna Software, которая купила компанию Vaultus, предлагающую услуги мобильного банкинга, и альянса SAP/Sybase могут предложить рынку платформы и архитектуры, чтобы предприятия могли охватить все аспекты мобильности. А после этого целью для разработчиков станут любые корпоративные структуры, включая вендоров, дистрибьюторов и партнеров.

Тенденция 7. Встроенные устройства

Сегодня мобильные устройства представлены не только телефонами и ноутбуками. К таковым принадлежит и множество устройств со встроенными функциями беспроводного доступа к глобальной сети. Спектр решений и для предприятий, и для потребителей практически безграничен. Встроенные устройства (от различных измерительных приборов до “электронных читалок”) обеспечивают дополнительные возможности для наращивания оборота, сохранения отношений с заказчиком и повышения эффективности мобильных бизнес-процессов, говорит Синьорини.

Тенденция 8. Инновационные форм-факторы

iPad просто взорвал ситуацию, разрушив сложившийся ландшафт устройств, но Синьорини полагает, что на этом дело не остановится и появятся новые мобильные форм-факторы, которые существенно изменят картину мобильного мира.

“iPad является интересным устройством, и мы видим, что предприятия начали экспериментировать с ним, — отмечает Синьорини. — Этот форм-фактор заинтриговал бизнес-пользователей и тех, кто принимает решения в области ИТ, поскольку он обеспечивает совершенно новый способ взаимодействия пользователя с устройством”.

Конечно, предприятия еще должны понять, какую пользу им могут принести подобные устройства, но Синьорини считает, что ПК-центричный мир теперь меняется и “шаблоны уже разрушены”. И что теперь? Синьорини полагает, что iPad — это только начало, и впереди нас ожидает множество разных устройств с разными форм-факторами.

Тенденция 9. Мобильное будущее Microsoft

Всего несколько месяцев осталось до появления на рынке устройств под управлением Windows Phone Series 7, а потому встает вопрос, какую роль Microsoft будет играть в сегменте мобильных решений для корпоративных структур. Позиции корпорации на данном рынке сильно ослабли в силу постоянных задержек с выпуском новых версий и незначительности внесенных в них усовершенствований, но Синьорини считает, что попытки Редмонда отыграть ситуацию назад могут оказаться успешными даже при том, что у компании здесь еще очень много проблем.

“С одной стороны, конкуренты Microsoft добились такого успеха, что корпорации будет очень непросто восстановить доверие к себе на этом рынке, — говорит Синьорини. — Но с другой стороны, этот рынок развивается так быстро и инновации на нём случаются так часто, что всегда есть возможность восстановить свою прежнюю долю”.

Версия для печати