Мобильные сети третьего поколенияв России почти построены — во всяком случае, формально операторы активно объявляют о том, что они либо “закончили покрытие территории России”, либо очень к этому близки. Но методика подсчета таких достижений внушает определенный пессимизм — сети 3Gактивно работают только в крупных городах России, да и то преимущественно на улице. Добиться того, чтобы стабильный сигнал и вменяемая полоса пропускания были доступны в метро и внутри зданий — задача для служб эксплуатации на ближайшие пару лет.

В этой связи надо очень внимательно читать оптимистичные цифры. Вот, к примеру, аналитики Wireless Intelligence транслируют ожидания операторов мобильной связи и заявляют в своих документах, что “в 2009 г. в мире насчитывалось 624,2 млн. абонентов 3G (технологии CDMA 1x EV-DO и WCDMA/HSPA). Это на 48% больше по сравнению с 2008 г. Как ожидается, к концу 2014-го этот показатель достигнет 2263,9 млн., т. е. абонентская база сетей 3G в мире за пять лет увеличится более чем в 3,6 раза”.

На самом деле эти данные получаются путем нехитрых манипуляций с калькулятором, когда территория, на которой поставлено несколько базовых станций 3G, превращается в регион, “полностью покрытый новой сетью мобильного ШПД”. Ну и все пользователи, присутствующие там даже формально, сразу зачисляются в пользователи современных услуг “по умолчанию”. В реальности тех, то умеет отличить значок “3G” от “Е” (что значит EDGE) на дисплее своего мобильного телефона, как минимум раза в два-три меньше, чем это декларируется. Всего, по данным ACM Consulting, в России к настоящему моменту продано не больше 6 млн. USB-модемов (большинство — производства Huawei): именно эту цифру при отсутствии широкого предложения мобильных ПК со встроенными UMTS-модемами можно считать ориентировочной для определения числа мобильных пользователей сетей передачи данных 3G в России.

Вообще, тяга крупных операторов к внедрению новых сетей передачи данных исключительно в мегаполисах вполне понятна с финансовой точки зрения. Но в целом ситуация получается очень интересной: в российских регионах, где доступ даже к фиксированному ШПД, мягко говоря, не такой уж и разнообразный, мобильной “беспроводки” в широком ассортименте... как не было, так и нет. Для того, чтобы сделать такой вывод, достаточно ознакомиться с последним исследованием J’son & Partners Consulting. Внимательно читаем: “Сетью 3G оператора “Скай Линк” по состоянию на 18 июня 2010 г. был покрыт 351 большой, средний и малый город России с населением более 10 тыс. человек, 3G-сетями “МегаФона” — 342 города, МТС — 126 и “ВымпелКома” — 75 городов”. Таким образом, в категории населенных пунктов с населением от 10 тыс. до 100 тыс. лидировала компания “Скай Линк” — она и собирает большую часть денег с желающих подключить доступ в Сеть без длительных ожиданий монтажников или настройки ADSL-модема.

Кроме того, во многих населенных пунктах компания является фактическим монополистом “от безысходности” — “большая тройка” туда придет еще не скоро. В категории населенных пунктов от 101 тыс. до 500 тыс. жителей лидирует компания “МегаФон”, чьи региональные подразделения деятельно захватывают “в свои сети” не только жителей городов, но и дачных кооперативов, расположенных неподалеку от мегаполисов. В городах с населением от 501 тыс. до 1 млн. наилучшие позиции у МТС, а в мегаполисах с числом жителей более 1 млн. паритет у МТС и “ВымпелКома”.

Хотя, учитывая тот факт, что “Скай Линк” получил-таки решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении полосы радиочастот в диапазоне 1920—1933 МГц и 2120—2125 МГц для предоставления услуг связи в двухдиапазонной сети в стандарте IMT-MC на территории Московского и Северо-Западного регионов, компания вполне может поспорить с более крупными конкурентами в мегаполисах. Использование двух диапазонов частот (450 МГц и 1,9—2,1 ГГц) позволит реализовать классическую модель для улучшения качества сети и увеличения ее емкости, а при полосе частот шириной 15 МГц (напомним, у того же “Скартела” в Казани для LTE их было “всего” 10) даст возможность запустить скоростную EV-DO Rev. B.

Между тем, как отмечают аналитики J’son & Partners, “несмотря на поздний 3G-старт, операторы “большой тройки”, развивающие сети в стандарте UMTS/HSPA, быстро отвоевывают долю рынка у операторов, работающих в стандарте CDMA 1x EV-DO”. Было бы странно, если бы было не так — финансовые ресурсы “большой тройки” и “Скай Линка” несоизмеримы. Ну и, разумеется, все игроки связывают большие надежды с сетями четвертого поколения (4G) в стандарте LTE, который обеспечивает на порядок более высокие скорости передачи данных.

Среди текущих проблем операторов связи — сложность с подведением оптики к своим БС, а также то, что компании “большой тройки” до сих пор не смогли “пробить” у регулирующих органов упрощенную регистрацию фемтосот, с помощью которых можно было бы значительно улучшить связь внутри помещений и предложить клиентам комбинированные ТП. Кроме того, основной проблемой игроков рынка мобильного ШПД является опережающий рост трафика относительно доходов от услуг передачи данных. Чтобы не допустить превращение операторов “в трубу”, они будут активнее внедрять контент-услуги, устанавливать дифференцированные тарифы на тип трафика (ICQ, Skype, Torrents и т. д.) и усиливать свое присутствие в розничном бизнесе.

Версия для печати