Может показаться, что Apple iPad непобедим. Если поверить пропаганде Apple и тому шуму, который подняли приверженцы ее планшета, то iPad — это единственная подлинная религия, чьи проповеди записаны в “Книге Джобса”. А в действительности принадлежащая этому устройству преобладающая доля рынка может измениться только в одном направлении — пойти на спад.

Это не обязательно означает, что продажи iPad упадут или хотя бы замедлятся. В конце концов, основная задача Apple заключается в поддержании имиджа доминирующей на рынке корпорации, хотя там представлено множество других продуктов. Проблема, как я обнаружил, подбирая себе планшет, усугубляется тем, что планшетный компьютер отнюдь не удовлетворит всех потребностей, что бы ни говорили его горячие поклонники.

На самом деле iPad можно было бы улучшить во многих отношениях. В первую очередь — в отношении цены. Это очень дорогостоящий продукт, если учесть, что большинству людей он не слишком-то и нужен. Он сильно напоминает iPod Touch, который в сущности является забавной игрушкой.

Я купил себе Touch, и он мне нравится, однако я не считаю его чем-то серьезным. У меня есть много других возможностей послушать музыку, проверить электронную почту и просмотреть веб-страницы. Иными словами, iPod Touch — это каприз, нечто, неплохая вещица, но она не является необходимым. То же самое подавляющее большинство пользователей могло бы сказать об iPad.

Так что никого не должно удивлять, что компания Rodman & Renshaw предсказывает снижение продаж iPad в IV кв. по сравнению с прогнозом. Этот каприз дорого обходится. Более того, сейчас он сталкивается с жесткой конкуренцией. Galaxy Tab в не меньшей степени следует считать капризом, и он тоже очень дорого стоит. А хуже он, чем iPad, или лучше его, на этот счет у каждого свое мнение.

Остается фактом, что с большинством задач, для решения которых применяют iPad, можно справиться с помощью других, более дешевых устройств. Так, если вам нужно что-нибудь портативное и недорогое для проверки электронной почты или даже для просмотра фильмов, то HP продает свой новейший нетбук менее чем за 300 долл. Если вам необходимо устройство для чтения электронных книг, то Kindle и Nook стоят меньше 200 долл. Далеко не каждый придает большое значение покупке iPad или Samsung Galaxy Tab.

Приливная волна на рынке мобильных устройств поднимет все лодки

Надо признать, что не все устройства можно назвать такими же модными и классными, как iPad или Galaxy Tab. Но ведь далеко не каждый стремится быть классным или модным. Некоторые скорее готовы платить за функциональность и не видят смысла в том, чтобы тратить большие деньги на те функции, которые не являются для них необходимыми.

Так что iPad предстоит нелегкая борьба за сохранение доминирующих позиций на рынке. В любом случае он будет их утрачивать, если не в абсолютном, то в относительном выражении. Уже сам факт наличия конкуренции означает, что часть его рыночной доли достанется кому-то еще. И хотя поклонники iPad с этим не согласны, в действительности отнюдь не все на свете мечтают обзавестись данным устройством, как ни трудно в это поверить.

Это напоминает ситуацию на рынке смартфонов, где iPhone — далеко не лучший вариант. Вот и у iPad появились конкуренты. Ведь iPhone подходит не каждому. Отчасти потому, что у этого устройства нет настоящей клавиатуры, отчасти из-за того, что на него сейчас просто мода, а отчасти и по той причине, что некоторым больше нравятся другие модели.

Та же судьба ожидает и iPad. Это уже не единственный планшет на рынке. И не единственная облегченная и простая в использовании платформа для браузинга в Интернете, проверки электронной почты, прослушивания музыки или просмотра видео. Есть и другие планшеты, есть и иные облегченные компьютерные устройства, которые будут отбирать долю рынка потребительских устройств, обладающих подобными возможностями. Можно не сомневаться, что принадлежащая Apple доля рынка сократится.

Конечно, не нужно думать, будто iPad обречен. Честно говоря, у меня нет полной уверенности в правоте аналитиков, утверждающих, что продажи iPad окажутся ниже прогнозируемых. Но я вижу, что рынок растет и что iPad становится не единственным вариантом. И это очень хорошо, потому что рост рынка планшетов продолжается несмотря на уменьшение доли iPad.

Точно так же рынок других компьютеров, решающих сходные задачи, будет теперь расти при том, что нетбуки становятся достаточно совершенными и достаточно дешевыми, чтобы некоторые из них стоило приобрести. Для отрасли в целом это хорошо, хотя и раздражает фанатов Apple. Расширение рынка планшетов и других облегченных компьютеров всем пойдет на пользу. В долгосрочном плане это будет хорошо даже для Apple, поскольку в результате iPad перестанет быть нишевым продуктом и займет более устойчивое положение на рынке.

Версия для печати