HP, не так давно купившая Palm, работает над продвижением этой платформы. В частности, уже выпущен первый смартфон из готовящейся серии продуктов. Новое устройство Pre выглядит солидно и работает под управлением новейшей версии WebOS — современной операционной системы, которая имела бы отличные шансы на успех, появись она двумя годами раньше.

Но окажет ли WebOS сколько-нибудь заметное влияние на сегодняшний рынок смартфонов, где конкуренция необычайно обострилась? Сможет ли эта ОС, попав в руки HP, вдохнуть новую жизнь в бренд Palm/Pre, или же время этих продуктов прошло? Ответ неоднозначен.

Рынок смартфонов сегодня существенно отличается от того рынка, который в свое время был сформирован во многом благодаря Palm. Устройствам и операционным системам, выходящим на нынешний рынок, приходится конкурировать с такими мощными соперниками, как Android и iPhone. Мне кажется, HP упустила время, когда можно было создать хороший смартфон на базе WebOS и рассчитывать на завоевание заметной рыночной доли.

Очень многие поклонники Palm нашли себе другую платформу — большинство перешло на Android. Потребители в своей массе незнакомы с маркой Palm и новыми технологиями для этой платформы (поспрашивайте их о Palm — многие удивятся, что такая компания еще существует). В плане отношений с операторами связи у Palm дела обстоят, мягко говоря, неважно.

И хотя бренд Palm уже довольно далек от Pre и WebOS, у самой HP опыт работы на рынке смартфонов далеко не блестящий, за несколько лет мы так и не увидели впечатляющих результатов (кто помнит телефон iPaq?). Так что вряд ли смартфон под маркой Hewlett-Packard привлечет внимание потребителей или телефонных операторов, через которых корпорация должна будет продвигать свои новинки. Маловероятно также, что HP сможет привлечь большое число разработчиков приложений к поддержке еще одной ОС, причем занимающей ничтожную долю рынка.

Единственная реальная надежда у HP может быть связана с развивающимися рынками, где исход борьбы еще не предрешен. Но тут корпорации придется иметь дело с местными конкурентами (это существенно в Китае, Индии и т. п.), а они сейчас в массовом порядке осваивают Android. Еще надо помнить, что бренд Nokia по-прежнему очень силен и узнаваем. У HP тоже сильный бренд, но не в мире телефонии. К тому же последняя инициатива HP, связанная с продажей телефонов в Китае, по большому счету провалилась. Таким образом шансы на успех в долгосрочной перспективе — будь то в развитых или в развивающихся странах — у HP слабые.

WebOS на рынке планшетов

Возможно, однако, что не все еще потеряно для WebOS. Если HP будет действовать быстро и энергично, она может добиться успеха на рынке планшетных компьютеров. Этот рынок еще находится на стадии формирования, и доминирующих игроков здесь пока нет (хотя у Apple и Android позиции, безусловно, очень сильны).

Правда, не так давно HP выпустила планшет на базе Windows 7 для корпоративных пользователей, но остается широкое поле как раз для такой деятельности, которая удается HP лучше всего, — разработки и маркетирования устройств для потребителей. Планшеты во многом отличаются от смартфонов, и каналы продвижения у них тоже разные. В большинстве случаев планшеты будут продаваться через розничные сети (а не напрямую сотовыми операторами), а здесь у HP хорошо налаженные связи с крупными розничными сетями во всем мире. Так что если появится недорогой, но функционально богатый планшет на базе WebOS, он может стать очень популярным и составить грозную конкуренцию iPad и продуктам на базе Android.

В таком случае будет легче решить и проблему с ассортиментом приложений, поскольку многие пользовательские программы будут запускаться в облачной среде через браузеры (например, с помощью HTML5). Вряд ли HP в состоянии конкурировать с Android и iOS (или даже с Windows) в привлечении разработчиков специализированных приложений для WebOS. Но подключаемость на базе Web делает проблему не столь острой, и если HP правильно подойдет к задаче, планшет с WebOS окажется частью единой среды, в которую входит множество другой компьютерной и электронной техники, предлагаемой этой корпорацией. Это золотая возможность для остатков Palm и для WebOS, но она не связана с рынком смартфонов.

Впрочем, я не уверен, что руководство корпорации справится с такой задачей, особенно если учесть, кто именно принимает решения, — я имею в виду как недавно влившихся в Hewlett-Packard людей из Palm, так и ветеранов HP вроде Тодда Брэдли с его командой. Они являются приверженцами Palm — как знать, не искажает ли это их видение рынка? В последнее время некоторые бывшие члены команды Palm стали уходить, так что, возможно, это признак меняющейся тенденции.

На месте Бэдли я бы немедленно свернул масштабы проектов по выпуску планшетов на базе Windows и направил бы всю энергию HP на разработку привлекательного и недорогого планшета с WebOS. Желательно выпустить такое устройство до конца года, в противном случае корпорация потеряет шанс на конкурентное преимущество и вряд ли сможет его восстановить.

HP сделала очень значительную инвестицию, приобретая Palm, но до сих пор отдача от этой инвестиции была мало заметной. Чем дольше HP будет ждать, тем меньше шансов на то, что инвестиция окупится.

Версия для печати