По оценке аналитической компании IDC, в III кв. 2010 г. объем продаж мультимедийных планшетов вырос на 45,1% и достиг 4,8 млн. устройств (во II кв. было 3,3 млн.). Явным лидером является планшет iPad фирмы Apple, на долю которого приходится около 90% рынка.

IDC включает в категорию мультимедийных планшетов (media tablet) устройства с цветным дисплеем размером от 5 до 14 дюймов, которые работают под управлением облегченных ОС (например, Apple iOS и Google Android) и построены на базе процессора x86 или ARM. Устройства этого класса отличаются от ПК-планшетов, в которых используются полноценная ОС и процессор x86. Мультимедийные планшеты поддерживают различные технологии связи и широкий набор приложений, что отличает их от оборудования узкого назначения, например устройств для чтения электронных книг.

Впрочем, ридеры сейчас тоже пользуются повышенным спросом, что, по мнению аналитиков, указывает на стремительный рост популярности планшетных устройств. В III кв. 2010 г. в мире было продано 2,7 млн. ридеров — на 40% больше, чем во II кв., причем почти две трети — в США.

Аналитики считают, что развитие рынка мультимедийных планшетов подстегивают не только производители ПК, бытовой электроники и мобильных телефонов, но и каналы продаж (главным образом мобильные операторы), а также спрос со стороны предприятий.

Перечисленные факторы стимулируют стремительный подъем этого рынка. По предварительным данным, в 2010-м объем продаж мультимедийных планшетов составил 17 млн. штук, в 2011-м достигнет 44,6 млн., а в 2012-м — 70,8 млн. Большое значение для рыночного роста будут иметь появление новых мультимедийных планшетов на базе ОС Android и других ОС, снижение цен из-за усиления конкуренции, расширение функционала и спрос в потребительском и корпоративном сегментах.

Что касается электронных книг, то, по оценке IDC, в 2010-м было продано 10,8 млн. устройств, из них 72,4% в США. По прогнозу, в 2011-м объем рынка ридеров достигнет 14,7 млн. штук, а в 2012-м — 16,6 млн. Основными двигателями станут ценовая конкуренция, появление ридеров с цветным экраном и расширение объема цифрового контента.

Рассматривая перспективы производителей мультимедийных планшетов, IDC отмечает, что бесспорным лидером по объему продаж является компания Apple, которая в третьем квартале выпустила 4,2 млн. устройств — 87,4% рынка. Однако и другие поставщики не спят. В третьем квартале производители второго и третьего уровня представили мультимедийные планшеты на базе ОС Android 2.1 и 2.2, в четвертом их примеру последовала Samsung с устройством Galaxy Tab, а в начале 2011-го ожидается выход планшетов Motorola Xoom (на базе ОС Android 3.0) и BlackBerry PlayBook (на базе ОС BlackBerry Tablet OS).

В области электронных книг лидирует Amazon, которая в третьем квартале продала 1,1 млн. ридеров — 41,5% рынка. На втором месте — компания Pandigital, сфокусированная на рынке США и продвигающая устройства серии Novel, одни из которых снабжены экраном ePaper, а другие — LCD. Третью позицию занимает фирма Barnes and Noble, также в основном работающая в США: она претендует на второе место и, возможно, вскоре его займет благодаря известной торговой марке, умеренным ценам на продукты на базе ePaper и новому устройству NOOKcolor с цветным экраном. Далее с большим отрывом следует Sony, которая раньше лидировала в США, но теперь уступила первенство, продав в третьем квартале немногим больше 200 тыс. устройств. Замыкает пятерку китайская компания Hanvon с долей рынка 8,2%.

Продажи устройств для чтения электронных книг (III кв. 2010 г.)
Место Компания Число выпущенных устройств, млн. шт. Доля рынка,%
1 Amazon 1,14 41,5
2 Pandigital 0,44 16,1
3 Barnes and Noble 0,42 15,4
4 Sony 0,23 8,4
4 Hanvon 0,23 8,2
6 Другие 0,29 10,4
Источник: IDC.

Версия для печати