Кризисные ситуации, к сожалению, происходят в мегаполисах достаточно часто. И в большинстве случаев первым из сервисов “падает” мобильная связь — когда слишком много людей, которые находятся на небольшой площади, начинают одновременно использовать услуги мобильной связи, ничего хорошего от этого не происходит. Сеть просто “падает”, оставляя возможность звонить без перебоев только сотрудникам специальных служб, телефоны которых имеют специальные приоритеты для вызовов.

Что же делать пользователям в ситуации, когда они оказываются в экстремальной ситуации и единственная связь с внешним миром осуществляется только по мобильной связи? Самый простой вариант — попробовать именно позвонить, не отправлять SMS (приоритет этого сервиса сразу понижается) или выйти в Сеть по EDGE/UMTS (эти каналы доступа отключаются в первую очередь). Если сеть выдает сигнал “сервис недоступен”, при том, что количество “палок” на дисплее мобильного телефона не меняется — то все, волноваться бесполезно, ресурсы на пределе. Стоит подождать минут 10—15 — именно за это время из центра управления сетью будут переконфигурированы БС на месте ЧС с тем, чтобы уменьшить качество каналов связи, но увеличить их количество. Как вариант — стоит поискать обычный монетный таксофон: в крупных российских городах их немного, но они есть. Эти линии связи точно никакой перегрузкой не затронуты. Пытаться осуществить VoIP по беспроводной сети — дело практически безнадежное, все ресурсы на передачу данных быстро перераспределяются на голос. А вот попробовать осуществить call-back с помощью какого-либо сервиса типа MTTalk или Eztalk может быть и получится — обычно “на том конце провода” автомат дозванивается до клиента несколько минут подряд, совершая для этого частые попытки соединения.

Самый хороший вариант — если у вас несколько мобильных телефонов или дуальный терминал. Сети операторов “большой тройки” никогда не бывают загружены равномерно — шанс “прорваться” есть всегда, поэтому стоит пытаться это сделать попеременно. Если у вас в кармане мобильник, который работает в экзотическом стандарте связи (к примеру CDMA2000 от “Скай Линка”), то перегрузки вам точно не страшны — таких пользователей в России немного.

Учитывая перегрузку на месте чрезвычайной ситуации, ваш телефон будет недоступен какое-то время, поэтому имеет смысл быстро включить автоответчик (сделать это можно с помощью SMS или USSD-команд) и установить голосовое приветствие типа “у меня все хорошо — не волнуйтесь, оставьте сообщение”. Именно на него сеть переключит вызывающего вас абонента при невозможности соединить вас “здесь-и-сейчас”. У МТС это можно сделать с помощью SMS — чтобы подключить услугу ГФП “Секретарь” надо отправить цифры 21171 на номер 111. Абонентам “ВымпелКома” можно подключить услугу “Автоответчик” — для этого надо набрать USSD-команду *110*011#. И т. п.

Кроме того, имеет смысл не отключать услугу оперативного информирования (для новых ТП и контрактов она подключается автоматически) — с ее помощью, даже если ваш телефон окажется вне зоны действия сети или будет выключен, то все номера вызывающих вас абонентов поступят в виде SMS. Им, соответственно, будет отправлено сообщение “абонент находится в сети”. Подключить в МТС такую услугу “Я на связи” можно с помощью SMS с кодом 21142 на номер 111, у “ВымпелКома” для подключения услуги “Будь в курсе” надо набрать USSD-команду *110*401#, у “МегаФона” подключить услугу можно тоже с помощью USSD-команды *105*170*0#. Неплохо бы создать себе шаблон для SMS, с помощью которого можно быстро уведомить близких людей о том, что никакой опасности вашей жизни и здоровью нет — его стоит держать “на всякий случай” и рассылать именно в таких критических ситуациях. Даже если сразу SMS и не дойдут, то через полчаса-час все равно “упадут” на телефоны получателей. Быстрее, как показывает практика, критические ситуации не ликвидируются.

Если дозвонится до человека, который предположительно находится в месте ЧС не получается, имеет смысл попробовать определить его местоположение с помощью LBS — это сервисы “Локатор” у МТС и “Навигатор” у “МегаФона”. Правда, для их использования подключать своих визави требуется заранее, ибо в каждой из них есть своя процедура авторизации.

Один из наиболее быстрых способов уведомить своих друзей о том, что с вами все в порядке — написать в facebook, “ВКонтакте” или twitter. Это можно сделать как с помощью сервиса-агрегатора (к примеру, ping.fm), или воспользоваться облегченной веб-страницей специально для мобильных устройств — 0.facebook.com, 0.vkontakte.ru.

Не стоит забывать и о том, что вызов служб экстренного реагирования осуществляется по единому телефону 112 — этот вызов можно осуществить даже с нулевым счетом и без SIM-карты в телефоне: его обязан бесплатно обслужить любой оператор, в зоне действия которого находится абонент.

Версия для печати