Индия. Страна очень богатого исторического и культурного наследия, неимоверного изобилия сладостей и очень острых пряностей, многих религий и культов, разительных отличий между бедностью и богатством, впечатляющих научных открытий… В настоящее время экономика Индии занимает 12-е место в мире, но развивается достаточно быстрыми темпами. За последние двадцать лет среднегодовой рост ВВП составил 5,5%, а в последние годы — и все 9%, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире.

Будет естественным сравнить Индию с Китаем, так как это две страны с самым большим в мире населением, соседи и…конкуренты, претендующие на роль лидеров не только в азиатском регионе, но и во всем мире. Одно из основных различий между этими государствами заключается в том, что Индия сделала основной упор на экспорт информационных услуг (в среднем 60 млрд. долл. в год), а Китай — на развитие промышленного производства. Считается, что к 2020 г. Индия и Китай превратятся в глобальные центры мировой экономики. По данным аналитиков Goldman Sachs, к указанному году ВВП страны будет равен двум французским. За последние двадцать лет Индия прошла головокружительный путь от аграрно-ориентированной до одной из наиболее технологически развитых в мире. Индия идёт своим путем к этому. Страна с четвертью населения, живущего за чертой бедности при установленном государством прожиточном минимуме всего лишь 0,4 долл. в день, демонстрирует чудеса экономических и технологических преобразований! Индия постепенно превращается в мировой центр по разработке программного обеспечения. Так, в крупнейшем технопарке в Бангалоре сегодня работает 150 тыс. программистов. Для сравнения, в Кремниевой долине — 120 тыс. Уже сейчас Индия становится известной в мире не теми программистами, которые берутся за любую работу за сущие копейки, но специалистами самого высокого класса.

Взрывной рост индийской экономики не затмил одну из насущных её проблем: бедность и безграмотность населения. При населении больше 1,2 млрд. человек уровень грамотности составляет около 52%. Такие вот контрасты.

Индийцы в силу своей низкой покупательской способности в большинстве своём не могут себе позволить активно пользоваться цифровыми благами в полной мере, как это характерно для более экономически развитых стран. Давайте назовем это цифровым неравенством. Но меняется в лучшую сторону ситуация в мире, меняется она и в Индии. Африка покоряется дешёвыми Android-смартфонами, Китай отмечает, что уже больше полумиллиарда из его 1,3 миллиарда населения выходят в Сеть.

До последнего времени все проекты, призванные улучшить ситуацию с повсеместным внедрением цифровых устройств в жизнь индийского общества, терпели одну неудачу за другой. Но уже завтра всё может измениться.

Ситуацию призваны изменить два новых устройства, довольно скромных по техническим характеристикам, но отличающихся очень привлекательными ценами.

Первое устройство — планшет Aakash. Его производителем является английская компания DataWind, но производство данного планшета будет налажено в Индии. Эта компания выиграла открытый государственный тендер и в ближайшие несколько лет ею будет произведено миллионы этих устройств. В индийскую розницу планшет будет поставляться по 60 долл. уже с ноября этого года, а учащимся индийских вузов он будет доступен (благодаря государственному субсидированию) по 30—35 долл. По мере роста объёмов производства, розничную цену планируется снизить втрое, добавится GSM-модем и, кроме того, производитель надеется на отклик со стороны индийских операторов связи. А именно — на запуск ими льготных тарифов для потребителей, использующих данное устройство в качестве единственного инструмента доступа в Сеть.

Даже по сравнению с китайскими Android-планшетами Aakash будет обладать более скромными техническими характеристиками. В основе планшета — ОС Android 2.2.Также планшет будет оборудован 7-дюймовым дисплеем с разрешением 800х480 точек (скорее всего, резистивным), маломощным процессором, но с отдельным видеочипом, 256 Мб оперативной памяти, аккумулятором на три часа работы. Также Aakash будет укомплектован Wi-Fi, двумя слотами USB и одним microSD и встроенной камерой для видеоконференций.

Второе устройство, I-Slate, тоже косвенно имеет индийское происхождение. Его идеолог, профессор Кришна Палем — американец индийского происхождения, работающий в Сингапуре и мечтающий помочь своей родине восстановить цифровой баланс между Индией и более развитыми государствами. Как и Aakash, внешне это тоже 7-дюймовый планшет, но без операционной системы. Это означает, что обычное программное обеспечение на нем работать не сможет. Пользовательский интерфейс устройства будет максимально упрощен ввиду использования функционально ущербных элементов, которые много дешевле и энергоэкономичнее традиционной микроэлектроники. В устройстве будет использоваться солнечная батарея для подзарядки (что крайне важно в условиях, когда огромная часть населения Индии не имеет доступа к традиционным источникам энергоснабжения). Зато устройство будет отличаться крайне привлекательной ценой на уровне 35 долл. (без учета возможного государственного субсидирования). Прошивка I-Slate будет укомплектована учебниками для обязательной общеобразовательной программы.

Вышеприведённые устройства (были и до них, как будут и после) призваны “вытащить” Индию из технологической отсталости и сократить цифровое отставание от более развитых государств. Пока что около миллиарда населения этой страны лишены доступа к последним достижениям прогресса. Даже мобильными телефонами пользуется лишь небольшая часть городского населения. По данным Gartner, в 2011 г. в Индии будет продано всего 200 тыс. планшетов. Это крайне немного для такой страны, как Индия. И только каждый десятый ее житель регулярно выходит в Интернет.

Проблема пока что состоит вот в чём. Мы из раза в раз слышим только о прототипах подобных устройств. Но в корне ситуация неизменна уже десять лет: прототипы никак не удается реально запустить в массовое производство. Например, в 2002 г. с большой помпой был запущен национальный проект Simputer — дешёвый КПК под управлением Linux. Но при цене в 400 долл. (несколько месяцев спустя цена была снижена до 225 долл.) устройство так и не завоевало массовую популярность. Всего было реализовано около 4000 устройств.

Aakash лишен ключевого недостатка своего предшественника: его отличает крайне привлекательная цена. И очень важно, что Aakash должен вписаться в уже выстроенную инфраструктуру дистанционного образования Индии.

Версия для печати (без изображений)