Офисная “записная книжка” от Microsoft — приложение OneNote — стремительно осваивает мобильные платформы ведущих игроков этого рынка: программа OneNote Mobile, ранее реализованная только для Windows Phone, за последние два месяца появилась еще в трех вариантах — для iPad (декабрь 2011-го), iPhone (январь 2012-го) и Android (февраль 2012-го). Только что появившаяся версия для Android доступна практически по всему миру, в том числе в России на русском языке (ее можно скачать из интернет-магазина приложений Android Market). Бесплатная программа позволяет создавать, открывать и изменять до 500 заметок, после этого с ее помощью можно будет лишь просматривать, удалять и синхронизировать уже созданные записи. Для продолжения в полнофункциональном режиме нужно приобрести коммерческую безлимитную версию за 5 долл., это делается непосредственно из приложения.

OneNote Mobile позволяет создавать на мобильном устройстве заметки, содержащие текст, изображения и маркированные списки, а также отслеживать выполнение тех или иных задач. Но кроме того приложение может использовать бесплатные интернет-службы хранения данных Microsoft Live SkyDrive, работая с хранилищем заметок практически из любого места. Для этого нужно получить или использовать уже имеющийся бесплатный идентификатор Windows Live ID.

При этом программ позволяет открывать записные книжки, созданные в приложениях Microsoft OneNote 2010 или OneNote Web App. Для использования более широких возможностей OneNote в режиме интернет-доступа можно работать с бесплатным приложением OneNote Web App (через один из поддерживаемых им Web-браузеров), доступным в службе SkyDrive.

Стремительный выход OneNote на поле мобильных не-Windows-платформ вызвал естественную волну обсуждений в экспертном сообществе: что это означает — Microsoft смирилась с поражением на мобильной фронте (операционных систем) и пытается удержаться там хотя бы с помощью своих прикладных программ или это лишь завоевание определенного плацдарма, за которым последует ее новое наступление? Большинство наблюдателей склоняется ко второму варианту ответа.

Как известно, традиционная стратегия Microsoft всегда заключалась в поддержке почти исключительно собственного ПО, в первую очередь операционной системы Windows в разных ее вариантах. При этом компания получала синергетический эффект за счет взаимоусиления всех ее продуктов. Это особенно хорошо было видно на примере пары клиентских платформ Windows и Office, которые идут рука об руку уже почти 20 лет, составляя и теперь самую значительную часть фундамента всего бизнеса корпорации.

До сих пор единственным исключением для Microsoft Office (в плане поддержки Windows) была лишь настольная платформа Apple. Причем эта история, начавшая почти 30 лет назад, весьма показательна, в том числе для понимания coopetition (сотрудничество+конкуренция) стратегии Microsoft. Напомним, что первые офисные приложения Microsoft (Word и Excel) появились в 1982—1983 гг., почти сразу же они были выпущены в версиях для Macintosh, которые тогда лидировали на рынке ПК. Microsoft была еще начинающим игроком на формирующемся рынке офисных приложений, но во многом именно благодаря “фланговому заходу” на него через конкурирующую в то время платформу, смогла выйти на передовые позиции в DOS, а затем занять практически монопольное положение в Windows и на ПК в целом. При этом успех Offiice for Mac сыграл свою роль в повышении популярности DOS, а потом и Windows.

Был в этой истории и такойнесколько парадоксальный момент: когда Apple как конкурент была фактически разгромлена под натиском Wintel-сообщества, именно Microsoft, в том числе с помощью выпуска новых версий Office for Mac, помогла , казалось бы, явному конкуренту преодолеть самый сложный момент в его истории.

И вот теперь нечто подобное мы наблюдаем для мобильных платформ, причем задача освоения плацдарма отводится OneNote, что, конечно, неудивительно. Хотя нужно сказать и о другом направлении удара (также традиционного для Microsoft) — выход на разработчиков ПО через облачные сервисы для разработчиков мобильных приложений.

Microsoft — давний игрок на рынке мобильных систем, при этом речь идет также и о планшетах, первую попытку освоения которых компания начала десять лет назад. Мобильная деятельность корпорации в целом идет с переменным успехом, когда компания в какие-то моменты начинала подходить к лидирующей группе, а потом откатывалась на исходные стартовые позиции. Сейчас Microsoft переживает очередной “провал”, возможно, самый сильный за все годы существования данного направления. Но уходить с этого рынка явно не собирается, при том что мобильное подразделение всю свою историю работает в убыточном режиме. Однако именно это — убыточность — показывает стратегическую важность мобильного рынка для бизнеса Microsoft в целом.

Особенностью мобильной стратегии Microsoft является позиционирование себя исключительно как поставщика ПО. Опыт же показывает, что такая модель работает в мобильном бизнесе (в отличие от традиционного компьютерного) не очень хорошо, тут во многом доминируют поставщики комплексных программно-аппаратных решений. Хотя пример Android показывает сейчас эффективность применения и тут софтверной модели. На вопрос, почему у Android быстро получилось то, что долгие годы не очень выходит у Windows, вряд ли имеет однозначный ответ. Наверное, тут играет свою роль использование модели Open Source (хотя Microsoft также применяет варианты такого подхода), но возможно более важным является изначальная заточенность Android на мобильное применение (у Windows Mobile всегда чувствовалась отягощенность наследственным грузом ПК).

OneNote — одно из последних пополнений офисного семейства приложений Microsoft, хотя и имеет уже большой стаж и довольно большую популярность. В нынешнем году этот продукт отметит 10-летие — в ноябре 2002-го Билл Гейтс объявил о намерении выпустить новый продукт, изначально предназначенный для будущих Tablet PC (особый акцент делался на рукописный ввод), спустя год вышла его первая версия, а еще через год появился русский релиз. О популярности продукта (вариант для десктопов представлен уже третьей версией, 2010) свидетельствует то, что за месяц после выпуска OneNote Mobile для iPhone, это приложение скачали примерно 80 млн. раз.

Версия для печати (без изображений)