Для муниципального колледжа Робсона в Северной Каролине следующим шагом в образовании станет мобильное обучение.

В прошлом году ИТ-отдел в этом учебном учреждении была развернута беспроводная сеть стандарта 802.11n на 128 точках доступа производства Aruba Networks, чтобы в кампусе площадью более двух квадратных километров обеспечить доступ пользователям ноутбуков, смартфонов и планшетов. Осенью колледж планирует интенсифицировать внедрение мобильных технологий, запустив пилотный проект по оснащению 110 учащихся планшетами iPad, а также по организации специального канала IP-телевидения для проведения дистанционных лекций в реальном времени и размещения записи занятий на онлайн-ресурсах.

Сотрудники ИТ-службы разрабатывают также специальное приложение для смартфонов iPhone и Android, с помощью которого студенты будут отмечаться на занятиях, проверять свои оценки, регистрироваться в системе управления процессом обучения, получать доступ к учебным материалам, общаться с преподавателями и другими студентами. Целью этого проекта является возможность обучения в любое время, в любом месте и при помощи любого мобильного устройства, отметил директор по информационным технологиям Джеймс Тальярени.

“В наши дни дети всё делают на мобильных устройствах, будь то смартфон или планшет, — пояснил он. — Таковы их требования, так им удобно. Они хотят иметь постоянный доступ к ресурсам, они уже привыкли к этому и принимают это за данность. Ну а мы должны соответствовать их требованиям”.

Обеспечение доступности образовательных приложений и контента на мобильных устройствах — все более заметная тенденция, считает Рон Бониг, директор по исследованиям рынка высшего образования в Gartner: “Самые передовые, активные вузы стараются предлагать такую возможность для мобильных устройств, и это только начало”.

Мобильное обучение имеет двойное преимущество: в то время как студенты стремятся использовать мобильный доступ к образовательной информации и системам, эта технология может существенно улучшить и обогатить процесс преподавания, подчеркивает Бониг. В тех образовательных учреждениях, которые первыми стали внедрять мобильные технологии, преподаватели начинают в качестве эксперимента использовать мобильные устройства в процессе обучения.

Кроме обеспечения мобильности вузы серьёзное внимание уделяют дистанционному обучению, а также внедрению средств виртуализации рабочего стола и облачных приложений, предоставляя студентам, преподавательскому составу и сотрудникам кафедр необходимую технологию; немаловажно, что при этом снижаются издержки.

Усовершенствование сетей Wi-Fi

Мощная сеть Wi-Fi — необходимый элемент инициативы мобильного обучения, и многие учебные учреждения, включая муниципальные колледжи Робсона и Маунт-Вочсетт из штата Массачусетс, в последние годы активно развивали такие сети.

Летом 2011-го ИТ-отдел Маунт-Вочсетта заменил устаревшую сеть новой, более быстрой, надежной и обеспечивающей улучшенный доступ в рамках трех кампусов. Колледж, насчитывающий чуть меньше семи тысяч студентов, использовал оборудование Enterasys Networks, включая 50 коммутаторов и 65 точек беспроводного доступа.

Благодаря обновлению инфраструктуры скорость широкополосного доступа в ядре сети выросла с 1 до 10 Гбит/с. Кроме того, новая беспроводная сеть позволила увеличить покрытие в главном кампусе с 50 до 90%, предоставив сотрудникам и учащимся практически повсеместный доступ с мобильных устройств, рассказала исполнительный директор по ИТ-услугам Сьюзан Мак-Хью. Количество пользователей, работающих через Wi-Fi, увеличилось со 125—175 до 500—600 человек в неделю. “Люди приходят в кампус сразу с двумя-тремя устройствами”, — подчеркнула она.

Повышенная производительность сети означает и более стабильный доступ к приложениям. Например, студенты, ухаживающие за больными, престарелыми или детьми, сдают экзамены онлайн при помощи системы управления образовательным процессом Blackboard, в то время как предыдущая сеть не могла справиться с такими нагрузками, говорит Мак-Хью.

Новая сеть положила конец этим проблемам. “Преподаватели стали в большей мере полагаться на сеть, теперь они считают, что она надежна на 100%”, — отметила она.

Пропускной способности новой сети достаточно для внедрения виртуализации компьютеров — технологии, которая поддерживает возможности мобильного обучения, предоставляя студентам удаленный доступ к приложениям со своих компьютеров, планшетов и смартфонов.

Многие учащиеся муниципальных колледжей должны совмещать образование с работой или семейными обязанностями и не всегда могут приходить в кампус, чтобы воспользоваться компьютерным классом, потому так важны возможности удаленного доступа. Мак-Хью сказала: “Если вы можете предоставить студентам возможность учиться где угодно в любое время, это большое преимущество. Мы хотим максимально обеспечить им успех ”.

ИТ-специалисты этим летом протестировали ПО компании Stoneware для виртуализации рабочего стола. Если результаты окажутся успешными, то эта технология будет внедрена в кампусе, в том числе в десяти компьютерных классах, в течение 2012—2013 учебного года.

Виртуализация рабочего стола даст колледжу экономию средств, так как это дешевле, чем менять компьютеры каждые три года, утверждает Мак-Хью. Кроме того, она снижает затраты на техническую поддержку, потому что сотрудники ИТ-отдела могут осуществлять ее централизованно на сервере.

Обучение везде и всегда

Муниципальный колледж Робсона, в котором в очном режиме обучаются 3000 студентов, инвестирует технологии как для аудиторий, так и вне их, чтобы поддержать развитие инициатив в сфере мобильного и дистанционного обучения.

Важной частью этой стратегии является открытая система управления процессом обучения Moodle. Руководители образования требуют, чтобы этой осенью не только учителя, занимающиеся дистанционным образованием, но и все преподаватели зарегистрировались в Moodle и начали вести форумы, публиковать планы занятий, материалы и другой контент, сообщает Тальярени: “Мы хотим, чтобы преподаватели научились пользоваться Moodle и интегрировали эту систему в учебный процесс, так как она может существенно улучшить качество обучения”.

К нынешней осени ИТ-отдел готовит приложение для мобильного телефона, которое сможет предоставить студентам доступ к платформе Moodle и другим ресурсам кампуса, например к срочным уведомлениям.

В колледже была также установлена IP-видеосистема, способная не только улучшить качество дистанционного обучения, но и дополнить традиционные занятия в аудиториях, считает Тальярени. Начиная с осени преподаватели могут проводить лекции онлайн в реальном времени или проводить индивидуальные консультации со студентами посредством видеоконференций.

Преподаватели, работающие в аудиториях, могут использовать IP-видеосистему для записи своих лекций и их последующего размещения в сети. Таким образом, студенты, пропустившие занятие, могут прослушать лекцию в видеоверсии, утверждает он.

Колледж снабжает студентов кампуса планшетными компьютерами. Планшеты iPad получили 110 студентов из пробной группы, руководящий состав и большинство преподавателей; кроме того, сейчас в каждой аудитории устанавливаются беспроводные проекторы. В результате у преподавателей появится возможность использовать планшет для проведения презентаций, показа материалов веб-сайтов или видеороликов на большом экране аудитории.

Чтобы еще больше поддержать инициативу внедрения мобильного обучения, нынешней осенью сотрудники ИТ-службы начнут предоставлять удаленный доступ к приложениям путем виртуализации рабочего стола и приложений.

ИТ-отдел, который ведёт проект пробного внедрения ПО для виртуализации рабочего стола VMware View, обеспечит доступность виртуализационной среды для руководителей и большинства преподавательского состава. Среди учащихся эта инициатива будет внедряться поэтапно, начиная с группы из трёхсот студентов, сообщил Тальярени.

Одновременно колледж проводит виртуализацию приложений. Этот процесс схож с виртуализацией рабочего стола, но только предоставляет доступ к приложениям, а не к самому компьютеру. В колледже была внедрена платформа Microsoft Remote Desktop Service, благодаря которой приложение может быть доступно через веб-интерфейс каждому пользователю.

Посредством VMware View и Remote Desktop Service студенты могут получать доступ к необходимым приложениям из дома, используя любой компьютер, смартфон или планшет, говорит Тальярени: “Это уравнивает студентов в возможностях. Мы даем доступ к тем приложениям, которые могут быть слишком дороги для них”.

Облачные сервисы

Колледжи пользуются возможностями облачных технологий, видя в них экономичный способ предоставлять приложения преподавателям, сотрудникам и студентам. Например, государственный колледж Дикси в штате Юта оказался перед выбором: приобрести для рекрутинга дорогое приложение или подписаться на более дешевую онлайн-версию. Выбор был сделан в пользу второго варианта.

Прошлой осенью в колледже был установлен облачный сервис Enrollment RX, который предоставил сотрудникам, занимающимся привлечением студентов, автоматизированную рабочую среду, напоминающую о том, что нужно сделать: позвонить, написать потенциальному студенту и т. д. До использования этой технологии Джошуа Сайн, директор по новым образовательным программам и услугам в Дикси, делал эту работу вручную при помощи таблиц.

С момента внедрения Enrollment RX, отмечает Сайн, количество поступающих на обучение студентов увеличилось на 15%. “Это приложение недорогое, и с его помощью мы смогли добиться существенных успехов”, — подчеркнул он.

Версия для печати (без изображений)