По подсчетам аналитической компании Gartner, в 2012 г. из магазинов мобильных приложений в общей сложности будет загружено около 45,6 млрд. приложений, из которых на долю бесплатных придется порядка 90%. В 2016 г. загрузки приложений для смартфонов и планшетов превысят в общей сложности 309 млрд., причем число загружаемых бесплатных приложений к тому времени достигнет более 93%, прогнозируют аналитики. Сейчас 90% платных приложений, которые покупают пользователи, стоят до 3 долл., а через четыре года доля таких продуктов возрастет до 96%.

Для мобильных операционных систем Android, iOS, Windows Phone и др. создано огромное количество приложений, однако заработать на них получается далеко не у всех разработчиков. Дело в том, что пользователи уже привыкли не платить за программы и игры, поэтому независимым программистам и крупным студиям нужно искать способ заработка на бесплатных продуктах.

Интернет-каталог Apple App Store — это на сегодня крупнейший магазин мобильных приложений. В 2012 г. отсюда будет скачано около 21% всех мобильных программ, что на 74% больше, чем в 2011-м. При этом доля Apple App Store среди всех прочих мобильных каталогов составляет 25%.

Директор по исследованиям Gartner Брайен Блау говорит, что рынок мобильных приложений сейчас растет как в количественном выражении, так и в финансовом. Однако он пока что не может похвастаться качественным ростом — в каталогах все больше отзывов пользователей, разочарованных программами. Так или иначе, но сейчас рынок мобильных приложений в значительной мере контролируется компаниями Apple, Google и Microsoft. Однако стремительные обороты здесь набирает Amazon, а в будущем к ней, по всей видимости, присоединятся и другие игороки.

Также Gartner отмечает растущие масштабы деятельности китайских операторов сотовой связи, которые управляют гигантскими базами абонентов, но в настоящее время могут продвигать свои разработки только по внутренним каналам.

Главным источником прибыли для создателей бесплатного софта является система внутрипрограммных покупок (In-App Purchase). К примеру, скачав бесплатную игру, пользователь может получить доступ к новым уровням или каким-то виртуальным предметам, лишь заплатив определенную сумму. Также есть продукты, имеющие пробный срок работы, по истечении которого пользователь должен будет заплатить деньги, чтобы продолжить пользоваться приложением. Ожидается, что в 2016 г. внутрипрограммные покупки составят до 30% всех мобильных загрузок приложений. Для сравнения, в 2011 г. этот показатель равнялся 5%.

По итогам 2011 г. аналитики iSuppli оценили рынок In-App Purchase в 970 млн. долл. В 2015 году его объем возрастет до 5,6 млрд. долл., ожидают эксперты.

О том, почему бесплатные приложения могут быть выгоднее платных, в интервью для Techcrunch рассказал Джон Мануджиан, сооснователь и генеральный директор венчурного стартапа 140 Proof.

Версия для печати (без изображений)