Ровно год назад мы анализировали ситуацию на рынке планшетов и строили некоторые прогнозы на будущее. Теперь, по прошествии года, имеет смысл посмотреть, что же изменилось за это время и в какую сторону можно корректировать прогнозы.

Напомню, что под “тремя с половиной” платформами понималось следующее: Apple iOS + Android + Windows (Desktop + Metro). Сейчас формулу “полутора платформ” от Microsoft я немного переписал бы: Windows (8 + RT). Прогноз давался такой: в 2015 году продажи планшетов будут примерно поровну распределены между платформами Apple, Google и Microsoft.

Итак, что же принес 2012 год? Общие объемы продаж планшетов (по данным Gartner, с поправкой на рост продаж в конце года) должны были вырасти как минимум вдвое — с 61 млн. штук в 2011-м до примерно 122 млн. (а то и больше, учитывая, что планшеты являются хитом праздничных продаж) в 2012-м. Один факт: в день Рождества было активировано 14,7 млн. планшетов! (по данным блога Flurry).

Новых игроков на рынке не появилось, что не удивительно. Apple, Andoroid и две редакции Windows — это основные операционные системы на планшетном рынке. Другие ОС, в частности Blackberry, только сократили свои позиции.

Apple — уверенный лидер. В свое время этой компании пророчили, что ее доля будет быстро падать: если в 2010 году Apple была по сути единственным игроком на рынке планшетов, то в 2011-м ее Android-конкуренты активно росли, и предполагалось, что этот рост будет лавинообразным. Тем не менее в 2012 году доля Apple если и снизилась, то совсем немного (прогноз Gartner — 61% в штучном выражении в 2012 году против 67% в 2011-м). В третьем квартале 2012-го показатели Apple несколько упали, но это было до выпуска iPad mini и до начала рождественских распродаж, которые вносят заметный вклад в общий годовой объем и которыми мастерски пользуется Apple, в том числе генерируя ажиотаж в своих знаменитых фирменных магазинах. По многим наблюдениям, новый миниатюрный планшет Apple стал лидером предпраздничных продаж.

Эксперты дружно опасаются, что iPad mini “отъедает” долю рынка у своих старших собратьев. Судя по некоторым признакам, это действительно так: ряд покупателей, которые ранее планировали приобрести iPad, изменили свой выбор в сторону mini-версии. Особенно данная тенденция заметна по продажам в Китае (а это 16% мировых продаж Apple) — там “миник” был мгновенно сметен с полок, в то время как большой iPad оставался доступным. Таким образом, рост iPad mini несколько тормозит рост большого iPad. В целом я не вижу в этом проблему. Это скорее означает, что Apple точно рассчитала как нишу, так и момент для выпуска нового гаджета. Компания не позволила широко распространиться моделям схожих габаритов Google Nexus 7 и новому Amazon Kindle Fire. По цене iPad mini, конечно, не пытается с ними конкурировать (хотя через некоторое время, например, после выпуска модели с дисплеем Retina можно ожидать снижения цены на первую модель). Другое дело, что iPad mini, очевидно, приносит своему производителю меньшую маржу — это может быть одной из причин падения рыночной стоимости акций Apple в конце года.

По мнению пользователей и профессиональных экспертов, новый размер сделал iPad еще более удобным — по-настоящему мобильным устройством. Действительно, iPad — гаджет относительно крупный, его просто так с собой не возьмешь, если ты пошел, например, выпить чашку кофе. А вот iPad mini можно положить в карман пиджака или в маленькую сумочку, он постоянно будет с пользователем. При этом у него достаточно большой экран, чтобы работать с бизнес-информацией. Очевидно, он найдет широкое применение и в личных целях, и в корпоративных. По качеству “железа” и ПО iPad mini находится на очень высоком уровне и заметно опережает своих конкурентов, что видно, в частности, из анализа жалоб пользователей трех мини-моделей — iPad, KindleFire и Google Nexus на сайте FixYa.com; единственная жалоба в отношении нового устройства касалась размера его экрана (что несколько странно слышать от покупателя модели “mini”).

Android за 2012 год свои позиции особенно не укрепила, скорее росла вместе с рынком: доля 32% в 2012-м (по прогнозам) против 29% в 2011-м. Эта ОС на рынке смартфонов свою большую долю заработала на недорогих устройствах. Вероятно, на планшетном рынке Google будет придерживаться той же стратегии. В настоящее время продается много различных моделей под эту операционную систему, они имеют определенный успех — здесь необходимо отметить несомненную популярность Amazon Kindle Fire и Nook Tablet компании Barnes & Noble (несмотря на их ориентацию на чтение книг). Но в бизнес-среде Android большого распространения не получила. Топ-менеджеры компаний в мобильной работе с корпоративными данными сохраняют верность iPad. Платформа Android применяется для автоматизации менее “топовых” функций — причем не столько на планшетах, сколько на смартфонах; например, её использует линейный персонал, работающий на выезде. Полагаю, что одной из причин такой невысокой популярности Android в бизнес-среде является невысокая степень обеспечения информационной безопасности, уязвимость системы для вирусов (которых уже достаточно существует для Android и нет ни одного для iPad).

Что касается Windows 8/RT, то ее старт состоялся совсем недавно — в конце октября, и, образно выражаясь, еще не рассеялись клубы пыли на стартовой площадке. Когда же они рассеются (думаю, к концу I квартала 2013-го), станет ясно, умчалась ли машина Windows далеко за горизонт или все еще буксует на старте. Несколько моделей планшетов Windows 8/RT выпущено недавно, еще больше анонсировано на ближайшее время. В частности, Microsoft выпустила свой планшет Surface. Несмотря на опасения, что такой шаг отпугнет других разработчиков устройств, компания все же пошла на него, и, в общем, другие производители (давние OEM-партнеры Microsoft) сумели пережить этот факт.

Microsoft сделала сознательную ставку на то, что Windows на планшетах будет представлена как в принципиально новом виде — в интерфейсе Metro, так и в привычном традиционном Desktop-варианте. Многие эксперты сейчас говорят, что такой двойственной позицией Microsoft “конфузит” покупателей. Но тут только время покажет, оправдается ли расчет Microsoft, получат ли её планшеты поддержку от миллиардной аудитории десктоп-пользователей — главным образом корпоративных. Несомненно, что многие готовы оценить возможность иметь на планшете привычные десктопные приложения. На распространение Windows на планшетах будет положительно влиять и широкий выбор ноутбуков с Windows 8 (в том числе — с тач-экраном), которые уже заполнили полки компьютерных магазинов. Да и клип певицы Ленки “Everything at once”, используемый в рекламе Windows 8, весьма неплох и крутится в моей голове уже несколько дней подряд.

Для корпоративного сектора ОС Windows 8 со всеми её привычными механизмами интеграции в корпоративную сеть и домены, с возможностью применения корпоративных политик безопасности, с антивирусами и т. п. имеет, конечно, преимущество перед другими планшетными платформами, поскольку позволяет ничего принципиально не менять в ИТ-инфраструктуре.

Однако преимущество, которое казалось одним из главных в прошлом году, — возможность установки на Windows-планшете мобильного Microsoft Office — так и не реализовано. Классический Office на планшете неудобен. А новой редакции Office в Metro-среде, которую Microsoft было бы логично выпустить, пока нет и непонятно, когда будет. При этом корпорация уже даже написала Office для iPad, но судя по всему, пока не договорилась с Apple о коммерческих условиях публикации в AppStore. Тем временем Google приобрела QuickOffice и обеспечила его вполне качественную работу с документами на iPad — традиционные проблемы с корректностью отображения, показом изменений, исправлений и комментариев, возможностью редактирования решены. Таким образом, Microsoft потеряла возможное преимущество уникальности. Но тем не менее если на Metro-планшете будет работать touch-ориентированный стандартный набор корпоративных приложений типа почты, Lync, портала, то это может стать достаточным основанием для консервативной части ИТ-директоров. Еще один фактор — цена. Если бы она была небольшой, такие планшеты можно было бы раздать сотрудникам.

Все сходятся во мнении, что у Microsoft пока не хватает умения работать на потребительском рынке — сравнение сети фирменных магазинов Apple и Microsoft вполне может подтвердить это. Но у Microsoft есть и успешные примеры выхода на потребительский рынок — это X-box. На корпоративном рынке у компании гораздо более сильные позиции — ее все хорошо знают и активно используют ее продукты.

Подводя итог, можно сказать, что общая интрига сохраняется. Microsoft достигла промежуточных целей: операционная система выпущена, производители достаточно охотно поддерживают ее. Дальше дело за пользователями. На потребительском рынке прогнозы для Microsoft пока не очень оптимистичны. Уже есть Android-планшеты и iPad, удовлетворяющие практически любые запросы в разных ценовых категориях. В корпоративной же среде позиции Android остаются слабыми, и у Mcrosoft есть все шансы стать как минимум планшетной платформой номер два. Можно предположить, что к концу 2013 года мы будем наблюдать следующую картину: в годовом объеме продаж планшетов на потребительском рынке распределение между Apple, Android и Windows составит примерно 60:30:10%, на корпоративном — наоборот, 60:10:30% соответственно.

В любом случае конкуренция полезна — пользователь от нее только выигрывает.

Версия для печати