Традиционное ПО всегда было, как правило, транзакционным, сегодня же оно стало трансформационным и запоминает текущее состояние. Его уже не упаковывают в коробки — теперь ПО ориентировано на сервисы, является контекстно-зависимым, управляется данными и аналитикой, обеспечивает взаимодействие людей и его основу составляет контент. Эту новую волну в развитии программного обеспечения называют “consumerware”. Именно тренд на консьюмеризацию привел к тому, что определяющими для сегодняшнего ПО стали характеристики, ориентированные на пользователя.

Методологии Consumerware с уникальным набором софтверных, интерфейсных и пользовательских характеристик предстоит преобразовать формы создания и использования в организациях мобильных приложений.

Предыстория консьюмеризации прослеживается со времени появления ПК и графического интерфейса пользователя (ГИП), которые сделали вычисления более доступными для широкого круга людей. Однако бесспорно, что сегодня консьюмеризация ПО перешла в принципиально новую фазу, когда главным средством потребления информации становятся мобильные устройства, и корпоративный мир взял это на заметку. Для извлечения выгод разрабатываются и развертываются корпоративное ПО и средства эффективной работы на базе мобильного доступа. В этом отчаянном рывке к мобильности компании должны ясно понимать, что им нужно в действительности. Одно дело внедрить мобильность в тактических целях, открыть определенные веб-сервисы, создать мобильные приложения и поставить на этом точку и совсем другое, если вы хотите, чтобы мобильные возможности стали конкурентным преимуществом и приносили максимальную отдачу.

Consumerware отличается от традиционного ПО тремя качествами: внутренним характером ПО, интерфейсом и пользовательскими характеристиками.

Внутренние характеристики ПО связаны с тем, как запрограммировано ядро. Вначале ИТ-индустрия перешла от консольно-управляемого жестко запрограммированного ПО к продуктам с графическим интерфейсом и управлением событиями. ПО, управляемое событиями, позволяет пользователю контролировать действия программы. С появлением consumerware в разработке ПО сделан очередной шаг вперед, и теперь оно управляется контекстом. Чувствительность к контекстному местонахождению пользователя, экранные уведомления, непрерывное запоминание текущего состояния и сервисно-ориентированная природа ПО означают, что хотя пользователь остается у руля, программа воспринимает и контекст, в котором оперирует пользователь, и направляет его действия. Нынешнее корпоративное ПО, как правило, выдает строго определенные транзакционные отклики на запросы пользователей, не умея трансформироваться и запоминать состояние текущего момента. Информирование пользователя об изменениях состояния или действиях, инициированных другими пользователями, сегодня в основном ведётся с помощью назойливых сообщений по электронной почте. Consumerware выводит уведомления прямо на экран, а рабочий процесс идет своим чередом. Создателям корпоративного ПО мобильного профиля необходимо освоить эти софтверные особенности consumerware. Они помогут обеспечить более быстрое и информативное реагирование на бизнес-вызовы.

Интерфейс. Переход к парадигме контекстной управляемости сильно повлиял на интерфейсы — как между разными компонентами самого ПО, так и между ПО и пользователем. В consumerware пользовательский интерфейс определяется контекстом и поддается гибкой настройке. Корпоративное ПО на веб-основе имеет монолитные веб-интерфейсы, привязанные к целой “системе управления”, отчасти из-за того, что экраны традиционных браузеров могут вмещать много информации. Сегодня же пользовательский интерфейс должен быть адаптирован к одноцелевому приложению, вбирающему информацию из многих управляющих систем.

Даже в самом ПО интерфейс между его компонентами нуждается в пересмотре. Большинство мобильных приложений сшивает разношерстные элементы информации из различных серверных систем. Интерфейс таких систем должен быть более гранулярным, чтобы обращенные наружу мобильные приложения могли обращаться к требуемой функциональности и объединять для пользователя элементы информации.

Проектируя любой интерфейс создаваемого consumerware, следует подумать об оптимальном уровне гранулярности. Если с этим переборщить, вы получите фрагментированное множество интерфейсов, которое будет неуправляемым и негативно повлияет на производительность ПО. А при чрезмерной сложности вы потеряете и в гибкости.

Пользовательские характеристики. С переходом к большей гранулярности пользовательских интерфейсов новые корпоративные мобильные приложения должны объединять элементы информации из разных серверных систем, вместе формирующие функциональность одного приложения. Машапы данных из разносортных систем, в том числе из внешних общедоступных, сегодня стали обычным явлением. При визите к заказчику торговый агент нуждается не просто в данных из CRM-системы, но в информационной панели, собирающей данные из CRM, базы данных клиентских аккаунтов, LinkedIn, информацию о погоде, дорожном движении и т. д. Прошлая парадигма “системно-центрического” ПО обернулась парадигмой “утилитарно-центрического” consumerware. С позиций пользователя каждое мобильное приложение является миниатюрной панелью, которая должна представлять ему умело синтезированную информацию.

Наверняка многие создают сегодня приложения, используя интерфейсные средства, открывая наружу веб-сервисы и заботясь о безопасности. Когда вы завершите работу над этими важными аспектами и ощутите стратегический потенциал мобильности, обратите внимание на consumerware с его контекстозависимой управляемостью, гранулярным интерфейсом и утилитарно-центрическим предназначением. Это совершенно иной мир.

Версия для печати