«Будет ли Microsoft выпускать версии своего офисного пакета для альтернативных мобильных платформ или ограничится поддержкой исключительно своих Windows?» — этот вопрос еще три года назад регулярно задавался аналитиками, рассуждающими о перспективах корпорации Microsoft в мобильной сфере. Действительно, компания стояла перед непростой дилеммой: с одной стороны, наличие хорошо знакомого Microsoft Office могло быть доводом для выбора покупателем именно Windows-устройства, но с другой — «свято место пусто не бывает», если продукции Microsoft не будет на популярных приборах, то ее функционал могут быстро заменить шустрые конкуренты, и новое поколение пользователей через пару лет будет спрашивать «Microsoft Office? А что это такое?».

Сейчас вопрос о кросс-платформенности Microsoft Office уже не стоит, ответ на него известен: за эти годы корпорация последовательно объявляла о выпуске своего офисного ПО для всех популярных клиентских платформ, и последняя точка в этом процессе была поставлена в ноябре этого года, когда Microsoft сообщила о выходе — правда, пока лишь в виде предварительной версии — Office для Android-планшетов. Судя по всему, на этом расширение спектра поддерживаемых Редмондом программных и аппаратных клиентских платформ закончилось, и сейчас можно подвести некоторые итоги этого процесса.

Главную позицию в разнородной офисной системе Microsoft занимает пакет Office 2013 для настольно-серверной х86-платформы, реализованный также в облачном варианте Office 365. Этот комплекс имеет наиболее полный набор приложений и сервисов. Уже более пятнадцати лет есть также настольный вариант Office для Apple Mac. В принципе тут есть еще ниша для создания Office для Linux, но вероятность реализации такого сценария представляется нулевой.

На нижнем (с точки зрения форм-фактора) уровне имеются мобильные версии для смартфонов с операционными системами Windows Phone, iOS (iPhone) и Android. И, наконец, на уровне планшетов (с диагональю экрана примерно от 7 до 10 дюймов) представлены варианты для Windows RT, iOS (iPad) и Android. Отметим, что продукт Office для Android-планшетов появился только сейчас, последним в этом большом комплексе офисного ПО Microsoft. Почему так случилось, можно только гадать, но в качестве возможной версии можно предположить, что Microsoft надеялась на успех Windows RT и не хотела усиливать своим продуктом Android-конкурента. Однако ожидания эти, судя по всему, не оправдались, и потому, хоть и с запозданием, компания все же поспешила с продвижением Office на быстро растущий сегмент Android-планшетов (куда уже ранее проник OneNote).

Нужно подчеркнуть, что все эти программные пакеты являются разными продуктами: по составу приложений, по функционалу, по интерфейсам и, скорее всего, по жизненному циклу (обновление будет идти по своим графикам). Разумеется, у них много общего, но все же нужно понимать, что это не «близнецы», а только лишь «родственники», причем иногда не очень близкие.

Принципиальное различие между настольными и планшетно-мобильными приложениями видно уже по организации пользовательского интерфейса: в первом случае он многооконный, во втором — монооконнный, страничный веб-стиль. Более того, настольные ОС позволяют одновременно видеть на экране несколько приложений. Именно многооконная организация интерфейса позволяет реализовать в приложениях более сложный функционал, и как раз это предопределяет то, что мобильные ОС хороши для задач просмотра, но много хуже работают при создании сложного контента. Проблемой мобильно-планшетных версий Office для Android является также то, что фактически эти приложения нужно отдельно тестировать для каждой конкретной модели клиентского устройства, а не просто для определенной версии ОС, как это обычно происходит для настольных систем.

Но что объединяет разные варианты Microsoft Office (по крайней мере, это декларируется поставщиком) — это совместимость по форматам файлов, что само по себе является достаточно важным аргументом в пользу этого ПО, особенно для корпоративных пользователей и для тех, кто в силу профессиональной деятельности имеет дело с офисными документами (тем более создает их). Более того, информационная интеграция всего этого программного комплекса обеспечивается на уровне создания единого облачного пространства, формируемого, как самой Microsoft, так и ее стратегическими партнерами, и представленного файловыми хранилищами и наборами разного рода дополнительных сервисов.

Надо также сказать о моделях распространения офисных продуктов Microsoft. Платными сегодня остается только ПО для настольных систем, приложения же для смартфонов и планшетов компания распространяет бесплатно. Причина такого «широкого жеста» в сторону мобильных пользователей кроется в том, что корпорации нужно бороться за увеличение клиентской базы, расширение которой может создать предпосылки для «монетизации» этого направления, в том числе за счет сервисов или даже выпуска в будущем платных «профессиональных» версий.

Что касается перспектив Microsoft Office в видимом будущем, то его крепкие позиции в настольном мире не вызывают сомнений. В мобильно-планшетном направлении его возможности пока видятся много скромнее. Мощный функционал классического Office тут является не столь востребованным, и в то же время в этом сегменте приложений уже есть достаточно много популярных предложений, так что Редмонду придется приложить немало усилий, чтобы занять достойное положение на быстро растущем мобильно-планшетном рынке.

Версия для печати