НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Мобильные решения:

Блог

Теория и практика

Сергей Голубев
30.05.2011 23:21:08

"Гарантии (путь неформальные, но очень реальные) поставщика определяются репутационными рисками и конкуренцией на рынке" (Андрей Колесов). Именно это написал мой коллега, когда при обсуждении его заметки "Бренд – это стоит того… В борьбе с луддизмом" закономерно встал вопрос о гарантиях на ПО и особенностях EULA. Я, конечно, возразил, но как-то вяло, поскольку конкретными фактами не располагаю, а в нагромождении умозрительных построений большого смысла не вижу.
И вот теперь у меня появился факт. Правда, к ИТ он имеет косвенное отношение, но тем не менее.
Насколько я понимаю, Андрей имел в виду то, что если компания не отвечает за халтурную работу деньгами, то она отвечает за это своей репутацией. Особенно на конкурентном рынке.
Кстати, обратите внимание на один нюанс. Андрей пишет о конкурентном рынке, как важном условии влияния репутационных рисков на положение дел в компании. Очевидно, что к монополисту Microisoft это условие отношения не имеет. Но это я так - между прочим.
Поскольку в обнаруженном мной сегодня факте с конкуренцией все нормально - в Московском регионе работают три оператора сотовой связи, предлагающие населению услуги 3G. Должны, стало быть, дорожить репутацией. В теории. А на практике?
Сегодня я поехал на дачу проводить рекогносцировку. Интересовал меня в первую очередь именно 3G - спутниковый интернет изрядно поднадоел. Как ни крути, а провод приходится за собой тянуть, что несколько ограничивает мобильность. Да и платить в два места неохота, тем более, что скорость 3G меня вполне устраивает.
Важная деталь - если верить карте с официального сайта оператора, то моя дача попадает в зону покрытия. Поэтому, проблем быть не должно. Но, опять же, в теории.
На практике минимум 80% времени, согласно индикатору на модеме и очень медленной скорости загрузки веб-страниц, был EDGE. 3G пробивался крайне редко.
Вот вам и "репутационные риски" и "конкуренция на рынке". Или я опять что-то не так понял?

Комментариев: 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

31.05.2011 08:48:17

Да, ключевым условием наличия "репутационных гарантий" является наличие конкуренции.

И должен сказать, что представление о Microsoft, как об исключительном монополисте, является сильно преувеличенным. Это особенно хорошо видно, вне России -- когда приезжаешь в США, то очень хорошо видно, какая там острая конкуренция и что MS - лишь один из лидеров, но не более того.
Жесткая конкуренция во всех сферах, в том числе в настольных ОС и офисных пакетах.

Репутационные гарантии работают там где работают рыночные механизмы. А у нас очень низкий уровень конкуренции (и не только в ИТ) и чем дальше, тем больше профветают "внерыночные" механизмы.

P.S. Не очень в курсе по поводу дел в области телекоммуникаций. Но у меня впечатление, что в США поставщиков телекома в конкретном месте на порядок больше....
И там даже во сне не придет никому в голову говорить о возможности закрытия Скайпа....

31.05.2011 09:11:01

Цитата
Репутационные гарантии работают там где работают рыночные механизмы. А у нас очень низкий уровень конкуренции (и не только в ИТ) и чем дальше, тем больше профветают "внерыночные" механизмы.


Согласен. Но потребителю, как мне кажется, важны гарантии (неважно какие - лишь бы работало) здесь и сейчас, а не в далеком светлом будущем. Мы-то, я надеюсь, говорим не о "вне России" smile:).
В этом смысле давай признаем первый факт - внутри России гарантий на ПО нет. Никаких - ни материальных, не репутационных. Из этого и надо исходить при принятии решения о выборе ПО.
Про Скайп - прекрасный пример. Будь я начальником СБ какой-то нашей компании, я был бы против использования Скайпа для корпоративной коммуникационной системы. Только джаббер на собственном сервере, поскольку опираюсь не на гипотетические риски, а на реально существующие здесь и сейчас.
PS. Был прошлым летом в Анапе. Услуги 3G там предоставляет только один оператор. Все работает прекрасно smile:)

31.05.2011 09:34:16

Я не согласен, по поводу отсутствия репутационных гарантий. Не очень сильные, но есть. И чем крунее компания, тем сильнее.


31.05.2011 09:39:40

Пример можешь привести? А то в теории у нас всегда все гладко.

31.05.2011 09:48:05

А это видно, хотя бы по тому, какой внимание MS уделяете СМИ и как отслеживает (и принимает во внимание) публикации.

Другой пример: техподдержка MS частных пользователей не входит в обязательные условия поставки, но она существует.
Существует очень давно и реально работает.

1С не гарантирует (на уровне лицензий), что будет обновлять ПО. Но обновляет...

Ну и т.д.

Но на самом деле, нужно подходить к вопросу с другой стороны - а акакие есть собственно претензии к ИТ-поставщикам и о какого рода гарантиях (что нужно гарантировать) идет речь?

31.05.2011 09:59:46

Цитата
Но на самом деле, нужно подходить к вопросу с другой стороны - а акакие есть собственно претензии к ИТ-поставщикам и о какого рода гарантиях (что нужно гарантировать) идет речь?


Разумно, согласен.
Например, больная тема - вирусы. Если пользователь эксплуатирует систему по инструкции (не совершая прямо запрещенных действий), то должен ли разработчик нести какую-то материальную ответственность? Про бесплатное ПО вопросов нет - коль я ничего не платил, то мне ничего и не обязаны. А про платное?

31.05.2011 10:10:21

Тут надо четко разделить два вопроса

1. формальная ответственность
2. неформальная.

Смысл очень прост
Формальной ответственности нет. Никто убытки в прямую компенсировать не будет (хотя, как "накатить бочку" -- могут и компенсировать).
Вспомни, про разные истории с отзывами автомобилей (сотни тысяч) крупными компаниями-производителями. Формально они это не обязаны делать. Но делают.

За вирусы поставщик ОС не может отвечать в принципе. Так же как производитель авто за то, что занятия сексом в его машине не будет иметь последствий...

Но поставщик будет прикладывать усилия для минимизации проблем вирусов.

31.05.2011 10:26:35

Цитата
Но поставщик будет прикладывать усилия для минимизации проблем вирусов.


С позиций потребителя это пустой звук, поскольку покупается результат, а не усилия. Рассмотрю пример, приведенный в заметке про телеком (блог все-таки про телеком - сейчас придет Максим и забанит нас за злостный офтопик smile:)).
Мне приемлемы два варианта:
1. Возврат денег.
Пришел в офис оператора, сдал модем и симку, получил обратно все деньги.
2. Быстрое устранение недостатка.
Приехал на дачу - все работает. Не в перспективе, а сегодня. В идеале - еще и возврат денег за период неработоспособности.

31.05.2011 11:07:21

Все мы хотим "все и сразу", но так не бывает.

1-й вариант, думаю, тут вполне работает. Как он, в принципе, работает для ПО - можно вернуть в течение 2-х недель.

Но
1. Идет постоянно смешение проблема частных пользователей и корпоративных заказчиков.
2. Ответь на простой вопрос: почему же частники покупают Windows, а не берут бесплатные Linux?

31.05.2011 11:13:22

Цитата
Идет постоянно смешение проблема частных пользователей и корпоративных заказчиков.


Я долго пытался понять разницу. Безуспешно smile:).

Цитата
Ответь на простой вопрос: почему же частники покупают Windows, а не берут бесплатные Linux?


А почему в Макдоналдсы очередь, а за казанами для плова - нет?
Кстати, все не так просто. Я про тещу как-то рассказывал - у нее ноут с предустановленной семеркой. Который день просит ее снести и поставить Linux. Только для статистики семерку она уже "купила", а про ее снос и замену никто не узнает.

31.05.2011 11:22:30

Цитата
А почему в Макдоналдсы очередь, а за казанами для плова - нет?

Тут все очевидно: гарантированное качество. Первый принцип здорового писания - не ешь, что попадя на улице.

31.05.2011 11:38:24

Не, первый и единственный принцип здорового питания - ешь то, что приготовил сам, из продуктов, которые прислали родственники из деревни. Поэтому я выбираю казан, а не гарантированный гастрит в Макдоналдсе smile:).

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии