Читая сегодняшние новости на лентах информационных агентств, ощущаешь, что шутка, сказанная пару лет назад, оборачивается правдой - все-таки со смартфонов, не оборудованных Глонасс-навигацией, при пересечении границы РФ будут взимать пошлину. Приблизительно в 25% от оптовой стоимости устройства. Как полагает вице-премьер Сергей Иванов, решение об этом будет принято до 2012 года. Не знаю, какие еще зарубежные производители, кроме китайских, которые и так делают чипы для почти что всей микроэлектроники в мире, уже "готовы выпускать технику с и Глонасс, и с GPS", но поверим г-ну Иванову на слово - на эти-то устройства пошлин не будет.
Дав поработать поисковикам и "пошуршав ссылками" можно вспомнить, что работы над первой низкоорбитальной системой навигации были начаты в СССР еще в 1963 году - ради секретности проект получил отвлеченное название "Цикада", а в 1979 г. первые четыре спутника этого проекта были выведены на круговые орбиты высотой 1000км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Это позволяло потребителю в среднем через каждые полтора-два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5-6 мин. По тем временам это был явный технический прорыв. За следующие 14 лет спутниковая группировка наращивалась, уменьшалось время связи (сейчас это десятки секунд), увеличивалась и точность позиционирования системы (несколько метров) - к 1993 году Глонас с был официально принят на вооружение МО РФ (Министерство обороны России).
Интересно, что GPS (Global Positioning System) – глобальная система позиционирования, известная также под именем NAVSTAR (Navigation Satellite Timing and Ranging), была "принята на вооружение" на два года позже, в 95м, а ее разработка началась только в 1973 г. Хотя американцы действовали быстрее - уже к 1978 году они "забросили" на орбиту достаточное количество аппаратов для того, чтобы начать ограниченное использование системы в военных и гражданских целях с конца 80х.
В целом, американская GPS и отечественная Глонасс аналогичны и легкие различия в их конструкции не принципиальны. В основе обеих систем - орбитальные группировки спутников на круговых орбитах. Высота орбит такова, что спутники совершают примерно два оборота вокруг Земли в сутки (у GPS – высота орбиты 20150 км и период обращения 11 часов 57 минут, у ГЛОНАСС – 19100 км и 11 часов 16 минут соответственно). Спутники распределены по нескольким орбитальным плоскостям – в Глонасс их три, в GPS – шесть. В обеих системах в полной конфигурации действуют 24 спутника плюс 3 резервных (правда, в Глонасс, ощущается недостаток аппаратов). В принципе, пользовательские приемники позволяют определить местоположение, регистрируя излучаемые видимыми в данной точке спутниками сигналы. Обе системы фактически дают возможность определять не только координаты, но и время с высокой точностью.
Чисто теоретически это вполне интересно - получить в смартфоне не один GPS-приемник, а чип, который бы совмещал в себе еще и Глонасс. Формально должна увеличится точность позиционирования, взаимная подстраховка в случае намеренного "выпадения" одной из систем. Но что же ожидает нас на практике?
Во-первых, развитие весьма перспективного, но пока не сильно-то и популярного класса решений: двухмодовые терминалы. Если в сотовой связи этим термином обозначают устройства, которые могут работать в сетях сотовой связи с различными протоколами передачи данных, то в спутниковой навигации это те навигаторы, которые могут "ловить" сигнал и GPS и Глонасс. По сути на одной схеме смонтировано два радиоблока, а также мощный (для этой системы) процессор, который обеспечивает математическую интерпретацию получаемой информации. Плюсы такого решения вполне очевидны - возможность определение местоположения практически в любой точке планеты, повышение точности позиционирования. Отдельно - полная независимость от политических аспектов работы навигационных сервисов. Не секрет, что и правительство США (контролирует GPS) и России (контролирует Глонасс) во время угрожающих периодов и локальных военных конфликтов может отключать свою навигационную систему для гражданских пользователей в том или ином регионе планеты. Но если у абонента есть навигационный приемник, остаться без навигационной информации ему не грозит. Именно на такие устройства сейчас делают упор вендоры, работающие с Глонасс. Минусы - ока до конца не решенный вопрос с энергопотреблением такого "железа" - как бы не пришлось носить за модулями "чемодан с батарейками", как это было в одной серии Ералаша про часы, которые умели подсказывать владельцу все - от погоды до точного времени в любой части света.
Не будем сбрасывать со счетов активно развивающийся класс устройств - навигационные модули в "умных" мобильных - смартфонах. Именно наличие Глонасс или, пока что чаще, GPS-модулей в таких устройствах, установленных туда не как дорогостоящая дополнительная опция, а "по умолчанию", заставляет потребителей активно работать с сервисами спутниковой навигации каждый день. Интересная возможность решений такого типа - это наличие обратной связи (за счет встроенного мобильного модема), с помощью которой можно не только получать данные по обновлениям, но и передавать информацию о своем местоположении. Кроме "умных мобильных", для промышленного использования в тех же автомобилях или автобусах, еще используют различные варианты навигаторов и внешних мобильных модемов, смонтированные в одной коробке.
Разумеется, до 2012 года еще далеко, но производители смартфонов, куда GPS встраивается по умолчанию, напряглись как электричество - российский рынок, быть может, и огромный, как считают российские чиновники, но явно не глобальный, чтобы добавлять Глонасс во все без исключения модели. Следовательно - будет сужение модельного ряда и рост цен. Основной риск в данном случае - желание создавать инфраструктуру для этой системы навигации путем административного давления не отбило у вендоров желание производить действительно востребованные абонентами решения. Кроме того, при внедрении таких систем в государственных и частных компаниях крайне желательно, чтобы определение координат того же автотранспорта или грузов не подвисало в безвоздушном пространстве, а было интегрировано в системы управления, отслеживания грузов и приносило компаниям реальный экономический эффект от внедрения. Но это-то как раз происходит очень фрагментарно.