НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Российский рынок смартфонов по итогам 2011 г. Версия “ГК Связной”

12 марта на сайте “ГК Связной” появился “Краткий обзор рынка смартфонов по итогам 2011 года”.

Обзор интересен тем, что, в отличие от трудов зарубежных аналитиков (см., например, недавнюю заметку “Рынок смартфонов ждут радикальные перемены”),  характеризует состояние не мирового рынка, а российского. Кроме того, в нем учитываются смартфоны, не ввезенные в нашу страну, а реально проданные физическим и юридическим лицам.[spoiler]

“Связной” – очень крупный игрок российского рынка смартфонов. Генеральный директор ГК “Связной” Денис Людковский говорит: “По итогам 2011 г. доля “Связного” на рынке смартфонов составила 25%. Мы продолжаем демонстрировать уверенный рост, опережающий рыночные тенденции, и сегодня более 70% выручки “Связного” от продаж мобильных телефонов приходится на смартфоны. Сейчас мы занимаем лидирующую позицию по продажам смартфонов в стране и планируем довести долю рынка компании до 30% в этом сегменте”.

Самая общая цифра этого обзора такова: “По итогам 2011 г. продажи смартфонов выросли, по сравнению с 2011 г., на 75% и составили 7,6 млн. шт., в то время как продажи обычных телефонов сократились на 3%. Доля смартфонов по итогам 2011 г. выросла на 8 процентных пунктов и составила 20%”. Для сравнения: по оценкам МТС и J’son & Partners Consulting, в минувшем году в нашей стране было продано вдвое больше смартфонов, чем в 2010-м.  

В денежном выражении рост не такой впечатляющий, но тоже весьма существенный: по оценкам аналитиков ГК “Связной”, в денежном выражении российский рынок смартфонов в 2011 г. вырос на 55% по отношению к 2010 г. и достиг 80,6 млрд. рублей, что составило 49% от всего рынка мобильных телефонов. Рынок обычных GSM-телефонов в денежном выражении за год сократился на 21%.

Представляет интерес распределение российского рынка смартфонов по платформам. Помесячную динамику данного рынка в этом разрезе аналитики ГК “Связной” видят так:




Из приведенных выше диаграмм видно, что доля андрофонов (устройств на базе ОС Android) на российском рынке смартфонов увеличивается и приближается к общемировому (около 50%). Превысит ли эта доля общемировой показатель – трудно сказать. На мой взгляд, едва ли. И одна из причин того -- изменение “внутренней политики” Google.      
 
А вот доля устройств на базе ОС  Symbian (в общем объеме продаж) в России стремительно снижается. Как и в мире в целом. В то же время “относительная популярность” других платформ (Bada, iOS и т. д.) меняется не так заметно.

Аналитики ГК “Связной” отмечают: “Несмотря на то, что по итогам года лидирующей операционной системой по праву считается Symbian, продажи смартфонов на ОС Android в IV  кв. 2011 года вышли на первое место. Доля Android в 4 кв. 2011 года составила 38% против Symbian – 37%. Стоит отметить, что система Windows Phone, которая пришла на смену Windows Mobile, за четыре месяца после старта в России смогла достигнуть 3% рынка. Напомним, что в 2009 г. система Android добилась такого показателя примерно за аналогичный период. Впрочем, стоит учитывать, что рынок смартфонов был тогда значительно меньше”.

Прогнозов российского рынка смартфонов (ни по платформам, ни по брендам, ни по общему объему продаж) в упомянутом выше отчете нет. Говорится лишь следующее: “Мы ожидаем, что в 2012 г. продолжится замещение рынка обычных GSM-телефонов смартфонами. Большая конкуренция на рынке смартфонов может сложиться в ценовом сегменте от 3 до 7,5 тыс. руб., особенно после того как в этом диапазоне появится больше смартфонов на базе Android. В 2012 г. Nokia будет восстанавливать свои позиции за счет смартфонов на операционной системе Windows Phone”.

По оценкам аналитиков ГК “Связной”, средняя стоимость смартфона на российском рынке за год снизилась на 12% и по итогам 2011 г. составила 10641 руб. При этом смартфоны почти полностью заменили собой обычные GSM-телефоны в верхних ценовых сегментах, а в настоящее время наблюдается замещение в ценовых сегментах от 3000 руб.

“Продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что спускаются в средние ценовые сегменты, -- говорят эксперты ГК “Связной”. -- Так, по итогам 2011 г. 43% смартфонов составили аппараты стоимостью до 7 500 руб., в то время как годом ранее на них приходилось лишь 25% продаж”.

Одним словом, стремительный рост продаж смартфонов происходит не столько за счет того, что они (смартфоны) становятся более умными и тонкими (на что обычно делают фокус поставщики), сколько за счет того, что цены на них падают. Если зайти на сайт ГК “Связной” в раздел “Лидеры продаж среди смартфонов и коммуникаторов”, то легко заметить что все четыре нынешних лидера (см. ниже) представляют собой достаточно хорошо уцененные модели. И этому есть свое объяснение – для практических целей есть смысл покупать не те устройства, которые только что вышли и цены на которые, как правило, очень высоки, а те, которые только что подешевели. У них обычно наилучшее соотношение “цена/функциональность” (да и отзывы реальных пользователей можно перед покупкой посмотреть). Если же девайс приобретается не столько для дела, сколько для понта (произвести впечатление и поднять свой престиж среди друзей и знакомых), то тогда, конечно, надо покупать то, что только что сошло с конвейера.
Фото: