НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Утраченные космические достижения

30 июня исполняется 30 лет со дня запуска космического аппарата (КА) «КОСПАС-1» – первого КА глобальной международной космической системы КОСПАС-SARSAT (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=125790). КОСПАС (Космическая Система Поиска Аварийных Судов) предназначена для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара, приема аварийного сообщения и определения с заданной точностью координат места бедствия с целью существенного сокращения времени и затрат на поисковые операции.
КОСПАС-SARSAT изначально создавалась в рамках межправительственного соглашения СССР, США, Франции и Канады . Но первый спутник системы был сделан в нашей стране и первые спасенные человеческие жизни, тогда это произошло в Канаде, были на счету российских ученых. 80-е годы были периодом расцвета российской космической программы, в то время как 90-е стали эпохой заката: космические проекты стали сворачиваться и закрываться.
В итоге российский сегмент КОСПАС сошел на нет, полностью развернутая система ГЛОНАСС стала катастрофически сжиматься, система «Гонец» минимизировалась и т. д. В начале 2000-х началось возрождение Глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и сегодня она снова вышла на полную мощность и стала крупным международным проектом. Это, пожалуй, пока единственный пример возвращения ранее утраченных позиций в космосе.
Возможно, следующим заметным шагом может стать восполнение системы «Гонец». Ее спроектировали в интересах одной из силовых структур в 80-х, а приняли в эксплуатацию в 1991 году, даже раньше, чем ГЛОНАСС. Спутник этой системы («Стрела»), пролетая над местом, где расположен передатчик, записывал информацию и, проходя над территорией нашей страны, сбрасывал ее на наземный пункт связи. В каком-то смысле «Гонец» был прототипом более поздней американской системы Iridium.
В начале 90-х система переживала подъем, но потом стала терять космический сегмент. Как мне сказали представители компании-разработчика на выставке «Связь-Экспокомм-2012», сейчас летает всего три спутника этой системы. При том, что полностью укомплектованная система должна содержать 24 спутника на орбите. Но в этом году ожидается запуск еще пяти спутников (два плюс три). Вероятно, в 2014 г. систему удастся восстановить и кроме спецпотребителей она будет доступна также Центризбиркому (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118688), Роскомгидромету и ряду других заказчиков.
Между тем, ранее высказанные предположения о возрождении российского орбитального сегмента системы КОСПАС пока не оправдались (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=83736&sphrase_id=612683). На следующей неделе планируется пресс-конференция по поводу юбилея запуска КА «КОСПАС-1». Будем надеяться, что там нас все же ждут приятные новости по поводу возвращения страны на ранее завоеванные позиции и в системе КОСПАС-SARSAT, где 30 лет назад мы были пионерами.
Чачин Петр
Почему не сработал аварийный радиобуй «Суперджета 100» в Индонезии?
На пресс-конференции, посвященной тридцатилетию запуска первого спутника международной системы поиска и спасения аварийных судов и самолетов КОСПАС-SARSAT, всплыл вопрос о том, почему не сработал аварийный радиобуй российского самолета «Суперджет 100», который потерпел крушение в Индонезии во время демонстрационного полета. И тут выяснилось, что на самолете было не два маяка системы (один из которых приводится в действие пилотом вручную, а второй срабатывает автоматически при ударе) в соответствии с требованиями ICAO, а лишь один. Да и тот французского производства.
По словам Андрея Куропятникова, гендиректора «Морсвязьспутника», два маяка положено иметь на рейсовых воздушных судах, а данный «Суперджет» относился к категории испытательных самолетов и к нему такого требования не предъявлялось. Казалось бы, на испытательных бортах всякой электроники должно быть в разы больше, чем на рейсовых самолетах, но по доброй российской традиции расчет был на авось: “авось пронесет”! Не пронесло, самолет врезался в гору, разбился и сотни спасателей довольно долго его искали в джунглях.
И второй вопрос, который тут же возникает: почему на российском самолете был установлен французский радиомаяк? У нас, что своих приборов нет? Есть. У нас тридцатилетний опыт их производства. Причем наши приборы даже лучше, чем у зарубежных поставщиков. На той же пресс-конференции говорилось, что в отличие от большинства зарубежных производителей, российские изделия работают в более широком температурном диапазоне и предельная температура у них не минус 20 градусов Цельсия, а минус 40, что оптимально соответствует нашим климатическим условиям. Почему же тогда мы не поддерживаем своих производителей и отечественную электронику?
И еще один занятный вопрос возник в ходе пресс-конференции. А почему же вторую неделю ищут самолет АН-2, который пропал на Урале? А потому, что автоматического радиобуя за ним не зарегистрировано, отвечал представитель операторской компании. То есть, его просто там не было! В общем, за тридцать лет развития системы КОСПАС-SARSAT, которую мы сами создавали при участии коллег из США, Франции и Канады, мы в России так и не научились в полной мере ценить человеческую жизнь, ответственно относиться к проблемам безопасности и к соблюдению норм международного права.