Оказывается, в прошлом году через Сеть было реализовано аж 6 млн. электронных e-tickets, причем учитывали явно только российские авиакомпании. Не только «регулярку», но и чартеры. Основной плюс таких решений, конечно, в том, что теперь все билеты на самолет стали электронными - печатать бланк совершенно не обязательно. Причем, скорее всего в общую статистику "загнали" все варианты покупок, когда билеты заказывались через удаленные кассы и оплачивались на месте наличными, но в системе все равно шел платеж через какой-нить e-port. Таким образом, далеко не все наши пассажиры помнят и знают, как купить билеты через сеть Интернет. И как оплатить его наиболее экономичным способом.
Самый спокойный для этого вариант, отмечу - пластиковая карта, а совсем не электронные деньги, тем более внесенные с помощью электронного терминала самообслуживания - там возможны комиссии за внесение средств. При этом, даже с использованием промежуточного и верифицированного на конкретного пользователя "кошелька" усложняется вопрос возврата денег в случае аннуляции билетов. С платежной картой-то он проходит достаточно туго (вспомним всем известные проблемы "СкайЭкпресс", когда из-за проблем авиакомпании и отмен рейсов пассажиры компании не могли получить возмещение за проездные документы в течение нескольких месяцев), а уж с электронной наличностью все в принципе плохо.
Что делать пассажиру, если билеты он вернул, а деньги в течение 2-3-7-21 дня на карту не упали? Во-первых, убедится в том, что он написал письменную претензию именно в офисе перевозчика, а не его агента. Во-вторых, что она должным образом все-таки была зарегистрирована, а сами билеты - возвращены, а не аннулированы по причине "пассажир на рейс не явился", как это бывает иногда. В-третьих, двигаться в свой банк, где на основании этой претензии писать заявление о блокировке и возврате денег - их авиакомпания в таком случае точно не получит. Что делать пользователям электронной наличности даже не представляю - если только надеяться на добрую волю авиакомпании В принципе, со сдачей электронных билетов проблема - нельзя зайти на сайт авиаперевозчика и сказать "верните мне все на карту - я передумал лететь". На счет, который привязан к личному кабинету пользователя - да, вполне легко (часто это наилучший вариант, если планируете использовать услуги этой авиакомпание и этот сервис поддерживается), а вот на карту - нет. Только через письменное заявление. Аналогичная проблема с тем, чтобы сдать билет РЖД при наличии электронной регистрации (когда печать купона в принципе не обязательна - достаточно показать проводнику документ, удостоверяющий личность) - надо его получить через терминал самообслуживания или через кассу (на бумаге) и... сдать в кассу администратору. Причем, возврат денег пойдет тоже на карту, с которой за билеты платили - но здесь все идет куда как быстрее, чем с лоу-кост авиакомпаниями.
Кстати, изрядную долю бронирований у российского рынка отнимают зарубежные сервисы, которые позволяют "схватить" билет с помощью небольшой комиссии, через сторонние сервисы. Яркий пример - тот же http://www.skyscanner.net или http://www.anywayanyday.com/ - за небольшую комиссию формально билет для вас забронирует Expedia или BravoFly. То есть из Рунета этот платеж уже уходит.
Кстати, дистанционно, через Сеть хорошо продаются билеты нижней ценовой категории - за 4-5 тыс. руб. для полетов в соседний город или на российские курорты: их и бронируют и оплачивают полностью через Сеть, поскольку это товары спонтанного спроса. Хотя, именно за такие билеты чаще всего платят через терминалы самообслуживания. Все, что дороже, к примеру, 15 тыс. и больше, так не оплатить - "не пускает" 115-ФЗ, здесь пригодится только карта.