Наша отечественная Почта России крайне активно радует меня своей "новационностью". Вот недавно, в прошлом году, активно запущен сервис отслеживания отправлений по России. Через интернет, что для Почты – новация на уровне полета на Луну. Чудесно. Но даже это не спасает от того, что письма 1 класса (локальная ускоренная почта с отдельными сроками обработки корреспонденции) хотя по столице больше 40 дней, а между крупными городами федеральных округов - около месяца.
Но ведь базовая услуга не так важна, как мы понимаем - никак Почту России не объехать любителям отправлять документы в суды, государственные органы власти или налоговую инспекцию: здесь везде магические штампы о датах отправления уважают. Да и филиальная сеть российского монстрика-монополиста позволяет влегкую "делать" в конкурентной борьбе любую частную службу доставки, которые "ютятся" на рынках крупных городов страны.
Новаций за последнее время на Почте России не счесть - если пособирать внимательно, можно накопать целый список. Ну вот, к примеру, повсеместный доступ в Сеть интернет, к примеру. Его еще прошлый министр г-н Рейман активно пропагандировал. Киберпочта, ага В крупных городах выглядит это чудо еще куда не шло - пара скучающих компьютеров и канал по скорости напоминающий модемный. Я даже несколько раз видел, как там сидят пользователи и медленно что-то ковыряют с помощью разбитой клавиатуры и мышки: локальным спросом как-то да пользуется. Но если зайти в какое-нибудь тихое почтовое отделение в регионе, мы найдем от полноценной рабочей станции только какой-нибудь блок (к примеру, монитор), принтер работать не будет (катриджа нет с прошлого года), центральный блок перетащили на замену базовых компьютеров почты (типичная история - что-то сломалось, а замены нет), ну и доступа в Интернет не предвидится, ибо канал настолько слабый и "дохлый", что его хватает только для передачи своей информации. Профанация по сути, а место занимает, обслуживания требует.
Оплата коммунальных платежей, явно в пику Сбербанку, стало почти последним камнем, который "добил" эффективность работы небольших и средних почтовых отделений. Небольшая комиссия - это еще ладно, но когда очередь людей преклонного возраста выстраивается не только за пенсией (преведдд, пластиковые карты!), но и по оплате "коммуналки", то прием/выдача корреспонденции просто блокируются. Социальная функция выполняется - но какой ценой? Я не сильно люблю Сбербанк, но их идея выставить в торговый зал многих, даже небольших отделений, консультанта и пару терминалов для самостоятельной оплаты платежей ЖКХ как наличными, так и банковской картой - хорошая идея. Почте России есть чему поучится - при том, что, обычно, площади для размещения минимум одной "электронной тумбы" у них бы хватило. А сотрудников бы разгрузило от непрофильной работы. При сохранении той же самой нормы прибыли. Надо только начальные инвестиции осуществить, да ПО на рынке купить более-менее разумное по пользовательскому интерфейсу.
Еще одна чудесная "новация" - торговля многочисленными электронными товарами, которые, по идее, должны находить массовый спрос. В основном, речь идет про недорогие мобильники и USB-модемы. Все - только и исключительно коробочные решения, ибо надеяться на то, Что сотрудники почты будут о чем-то консультировать клиентов - это надо быть очень наивным, своих дел хватает и никакие тренинги по мотивации и эффективным продажам на них просто не действуют. Такая особая категория людей Даже от продажи контрактов мобильной связи на почте не то, чтобы отказались (во многих населенных пунктах это единственная приличная торговая точка в принципе), но смотрят весьма спокойно: есть этот канал только для "галочки".
Возможно, руководству Почты России стоит сосредоточится на своем основном деле - а именно организации нормальной доставки почтовых отправлений? Ремонт во многих отделениях страны проведен, но автоматизация до сих пор на предельно низком уровне. Ну как вам, к примеру, невозможность оплатить услуги с помощью пластиковой карты? Или тот факт, что переводы между соседними регионами идут несколько дней? Как будто нет единой информационной системы, которая могла бы организовать этот сервис за минуты - справляются же многочисленные Мгом, Contact, WesternUnion и т.д. До сих пор у Почты России нет шлюза по обмену информацией о трекинг-номерах посылок с почтовыми службами США и Китая: теми странами, откуда в Россию идет наибольший поток торговых почтовых отправлений для частных пользователей. Я уж не говорю о каких-то сервисах личного уведомления, как SMS о доставке посылки, перевода, заказного письма: об этом до сих пор надо узнавать из бумажных "повесток".
Все это вместе взятое приводит к тому, что продвинутые пользователи от услуг этой компании отказываются - к примеру, я уже давно не выписываю никакую периодику, отправляю переводы безналом, закрыл я и свой абонентский ящик, который был у меня на почте больше 10 лет. Единственное, что утомляет - это необходимость тратить много времени на ожидание в очереди, когда надо забрать посылку с товаром, купленным через Ebay.