НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Мобильные решения:

Блог

Чем вызвано замедление темпов роста российского рынка смартфонов?

Владимир Митин
20.01.2014 20:37:20

Любой экспоненциальный рост (с положительной второй производной) рано или поздно заканчивается.

В декабре прошлого года компания “Марвел-Дистрибуция”, принимая во внимание итоги исследований различных аналитических компаний, отмечала, что cмартфоны — самый крупный в денежном выражении сегмент рынка потребительской электроники и бытовой техники России в 2013 г. Тогда говорилось, что, по предварительным оценкам специалистов “Марвел-Дистрибуции”, в 2013 г. суммарный объем этого рынка достигнет 5,4 млрд. долл. в денежном выражении (рост продаж на 26%) и 17,4 млн. шт в количественном (рост продаж по отношению к 2012 г. на 41%). При этом прогнозировалось, что в нынешнем году данный сегмент в денежном выражении увеличится (см. расположенную ниже диаграмму) на 18%. Что выше ожидаемых темпов роста российских рынков планшетов (+12%) и мобильных аксессуаров (+15%)


Источник: Марвел-Дистрибуция, декабрь 2013 г.

Но вот сегодня “Евросеть” обнародовала свой отчет о состоянии российского рынка сотовых телефонов и смартфонов в 2013 году, из которого следует (см. диаграмму ниже), что в 2013 г. в нашей стране было продано 19,6 млн. смартфонов на общую сумму 185 млрд. руб.


Источник: “Евросеть”, январь 2014 г.

Эксперты “Евросети” отмечают, что рост российского рынка смартфонов в денежном выражении замедлился, что, по их мнению, связано со значительным расширением предложений в бюджетном сегменте устройств стоимостью до 2 тыс. руб. (уже 10,6% в количестве проданных на рынке смартфонов в декабре 2013 года). При этом средняя цена проданного на рынке смартфона упала на 12% до 9,4 тыс. руб. (против 10,7 тыс. руб. по итогам 2012 г.)

Президент компании “Евросеть” Александр Малис говорит: “Мы почти уверены, что прогноз на 2014 год скорее неблагоприятный для российского рынка сотовых телефонов и смартфонов. Этот год станет последним для многих региональных и локальных сетей. Оставшиеся игроки, которым удастся выйти за ноль, могут считать это большим успехом. У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение. Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он болезненнее 2008 года - пока не ясно. Но то, что этот год станет санитарным для всей отрасли торговли - абсолютно очевидно”.

Но только ли в деньгах, имеющихся у людей, дело? Может, основная причина уменшения динамики российского рынка смартфонов в том, что на этом рынке принципиально новых продуктов достаточно давно не появляется? Или в том, что слишком медленно территория нашей страны покрывается новыми “сотами”, работающими по протоколам 3G или LTE? Что вы думаете на этот счет?




Если “сотовые вышки” будут возводиться в наших городах более активно, то это наверняка очень благоприятно скажется на динамике рынка смартфонов

Комментариев: 1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

21.01.2014 21:09:12

Вы спрашиваете, чем вызвано замедление темпов роста российского рынка смартфонов? Тут несколько причин одновременно: и снижение покупательной способности населения в условиях экономического кризиса, и определенное разочарование пользователей отсутствием принципиально новых продуктов и услуг и многое другое. Очень многое зависит и от инфраструктуры сети, в частности, от зоны охвата, от внедрения новых технологий. Шире зона охвата сети – больше пользователей, больше покупателей телефонов. А продвижение новых технологий, в свою очередь, приводит к появлению привлекательных сервисов и дополнительных возможностей для абонентов, а это влечет за собой ускоренную смену аппаратов, выбор более «умных» моделей и, соответственно, переход от простых трубок к смартфонам.
Но развитие инфраструктуры – процесс очень капиталоемкий и операторы отнюдь не спешат расставаться со своими деньгами. К тому же сами сотовые компании буквально на наших глазах из передовых ИТ-предприятий все больше превращаются в консервативные международные корпорации, заинтересованные не столько в обслуживании пользователей, сколько в получении сверхприбыли для своих акционеров. Вспомните, как «три богатыря» нашей сотовой связи тянули с внедрением технологии UMTS, сопротивлялись внедрению MNP и т.д. Да и освобождение от «мобильного рабства» проходило под давлением «сверху».