С ещё большим сожалением они констатировали, что ныне на рынке планшетов и смартфонов доминирует не самая безопасная платформа - только за один квартал доля Android-планшетов на базе процессоров Intel увеличилась почти в 30 раз![. Ниже вы видите фрагмент слайда “Смартфоны в корпоративной среде, EMEA, 2013” из доклада директора по исследованиям IDC Russia Елены Семеновской “Эволюция и будущее корпоративной мобильности”.
Источник: Worldwide Business-Use Smartphone Forecast, 2012-2016: IDC# 237835, November 2013
Надо полагать, приведенная выше диаграмма (она получена на основе ответов 241 респондента) не радует ни Microsoft, ни Apple. Впрочем, яблочная компания, создавая айфоны (iPhone) и айпэды (iPad), изначально ориентировала данные исключительно надежные и чрезвычайно простые в употреблении изделия не на корпоративный рынок, а на потребительский. А вот почему платформа Windows 8 внедряется на рынок корпоративных мобильных устройств не так стремительно, как на то рассчитывала Microsoft, вопрос, действительно интересный. Подозреваю, что дело тут не только в отсутствии в стартовом меню привычной и любимой многими кнопки “Пуск”, которую разработчики в последних модификациях этой ОС конце концов вернули обратно. Ну да это тема отдельного и, видимо, бесконечного разговора. Впрочем, некоторые соображения на этот счет я уже высказывал в заметке “Почему “восьмерка” продается не так хорошо, как хотелось бы?”.
Ещё одну причину недоминирования платформы Wintel среди мобильных сотрудников можно усмотреть в том, что рынок профессиональных мобильных устройств сильно уже рынка бытовых устройств. Ниже приведена диаграмма из выступления аналитика IDC Натальи Виноградовой.
Источник: IDC Tablet Tracker, Q4 2013.
Из этой диаграммы видно, что по итогам 2013 г. среди всех планшетов, поставленных в Россию, доля устройств корпоративного класса (бизнес-сегмента) составила всего 1,6%. Однако прогнозируется, что к 2018 г. эта доля достигнет 14,2%. Видимо, предполагается, что к этому времени топ-менеджеры компаний, доверяющих своим мобильным сотрудникам доступ к конфиденциальным данным, прозреют, и поймут, что себе дешевле оснащать своих подчиненных планшетами бизнес-сегмента, чем финансировать мероприятия, направленные на предотвращение неожиданностей, которые могут преподнести бытовые планшеты, используемые в корпоративных целях.
Пока же принцип BYOD (Bring Your Own Device), распространенность которого обусловлена в основном жадностью работодателей (их нежеланием тратиться на ИТ-вооружение рядовых сотрудников), привела к тому, что для доступа к корпоративным ресурсам в большинстве своем используются мобильные устройства, ориентированные на бытовой (потребительский) сегмент. То есть на тот, где вопросы конфиденциальности данных, хранимых в мобильных устройствах, стоят не так остро. Если вообще стоят.
Видя популярность платформы Android, компания Intel предприняла определенные шаги по разработке не только быстрых, но и энергоемких мобильных процессоров, которые могут использоваться как в Windows-машинах, так и в Android-девайсах. А также в устройствах, где Windows и Android предлагаются, что называется, “в одном флаконе”.
Впрочем, такого рода дуальность не является главным преимуществом мобильных процессоров Intel. На упомянутой выше конференции IDC я спрашивал некоторых её участников о том, чем, на их взгляд, Android-планшеты на базе процессоров Intel лучше Android-планшетов, изготовленных с применением ARM-процессоров? Наиболее массовый (типичный) ответ – они быстрее работают. В поддержку этого мнения специалисты Intel могут привести множество заумных и понятных лишь очень небольшому кругу экспертов диаграмм с результатами тех или иных тестов, выполненных независимыми компаниями. Но лично меня в этом убеждает мой супербюджетный 7-дюймовый планшет, который, как оказалось, работает на двухъядерном процессоре Intel Atom Z2560. Вообще говоря, приобретая сей планшет, я обращал внимание не на его быстродействие (и уж тем более, не на установленный в нем процессор), а совсем на другие факторы, но оказалось, что загружается он исключительно быстро. Столь же быстро, как и мой смартфон. Что оказалось приятным сюрпризом.
Видимо, рынок оценил преимущества устройств, изготовленных на базе мобильных процессоров Intel (скоро, кстати говоря, появится их новое поколение, ещё более быстрое и более энергоэффективное). В частном разговоре Наталья Виноградова отметила: "По нашим оценкам, в III квартале 2013 г. доля планшетов на базе процессоров Intel составляла 0,28%, а в IV квартале она достигла 7,61%, что свидетельствует о положительной динамике. Если же взять только Android и посмотреть доли по CPU-вендорам, то по итогам минувшего года процессорам Intel были оснащены 2,8% всех Android-планшетов”.
А вот что говорит о динамике продаж мобильных процессоров специалист по внедрению продукции Intel Алексей Рогачков: “Самая свежая поквартальная динамика этих продаж есть в отчете Strategy Analytics “Tablet Apps Processor Market Share 2013: Apple, Qualcomm and Samsung Hold Two-Thirds of Revenue” от 28 марта 2014 г. Мы ожидаем, что в 2014 г. отгрузки наших процессоров для планшетных ПК в натуральном выражении увеличатся, по сравнению с 2013 г., в четыре раза”.
Меня эта динамика впечатляет. А вас?
Елена Семеновская: “Концепция BYOD не решает полностью проблемы с управлением и безопасностью. Более прогрессивной является концепция CYOD (Сhose your Own Device). Согласно этой концепции сотрудники имеют мобильные устройства, которые принадлежат компании, но также могут использоваться в личных целях”
Наталья Виноградова: “В настоящее время во всем мире рынок планшетных ПК главным образом ориентирован на домашних пользователей. Но востребованность корпоративных планшетов неуклонно растет”
Алексей Рогачков: “Мы ожидаем, что в 2014 г. отгрузки процессоров Intel для планшетных ПК в натуральном выражении увеличатся, по сравнению с 2013 г., в четыре раза”
С концепцией BYOD и количеством BYOD-пользователей не так все однозначно. В разных странах ситуация разная.
Есть интереснейшее транснациональное исследование, в котором компании по отношению к данной концепции “раскладываются” не по двум (BYOD -- неBYOD), а по четырем “полочкам”:
• Разрешена и зарегламентирована
• Разрешена, но не приветстствуется
• Запрещена
• Не регулируется
Согласно данным этого исследования, почти в половине российских компаний концепция BYOD разрешена, но не приветстствуется, а вот почти в половине японских компаний данная концепция запрещена. Видимо, японцы к своим корпоративным секретам относятся более ответственно. И им важны не только цена и удобство…
Возможно, так оно и есть. Ведь если стоимость корпоративных секретов исчезающе мала, то нет смысла тратиться на их защиту. Многие считают, что для защиты корпоративных информационных ресурсов, доступ к которым возможен через Сеть, вполне достаточно относительно легко украдываемых логинов-паролей.