Каждый раз, заходя в очередное "отделение будущего" того или иного коммерческого банка в России, я удивляюсь как много там персонала Бодрые мальчики/девочки, электронные очереди и куча охранников с дубинками и пистолетами. И, конечно, очереди к банкоматам. Или их расположение настолько неудачно, что вкладывать там деньги в cash-in можно только с огладкой - непонятно кто стоит за спиной. Будучи зарубежом я постоянно вижу специальные отделения, где практически нет персонала. При этом, техпомощь при поломках техники оказывается круглосуточно. Интересно, дождемся ли мы когда-либо такой благодати?
Чего не хватает для полного счастья? Конечно, нормальных банкоматов, которые не только отдают, но и принимают деньги. Я не против, если это будут "железки" от Diebold (лучше всего) или IBM или "Банкарт"- но только с сенсорным управлением и такие, чтобы могли работать как полноценные платежные терминалы. и пусть они располагаются в отдельных кабинках с закрывающимися дверями, а не рядом со входом, как это практикуют практически все банки. Особенно "весело" получать там деньги вечером, когда вокруг входной двери полумрак, а над банкоматом работает лампочка К слову, интересно, что мешает банкам не тратить время своих клиентов и требовать от них обязательной явки в банк для получения новой пластиковой карты? Вполне возможно было бы выдавать такие карты по почте с активацией по телефону - с кредитными продуктами это практикуется легко, но почему нельзя сделать и с расчетными? Для них вполне подошли бы миниатюрные сейфы, которые отпирались бы цифровым кодом, полученным по SMS - и клиент смог бы зайти за картами в любое удобное для него время и усилия персонала были бы минимальны.
Не знаю, нужны ли в банке отдельные инфокиоски - для продажи услуг или взноса средств на счета сервис-провайдеров. Скорее, эту функцию можно отдать тем же самым банкоматам - сделать только экран побольше и "мозги" поумнее.
А вот поставить информационные терминалы для работы с интернет-банком было бы полезно. Только их надо регулярно будет чистить от возможных скрытых аппаратно-технических средств, которые похищают логины и пароли клиентов Хотя, при наличии SMS с кодом подтверждения на телефон или вводом пароля с карты переменных кодов (не говоря уж о многочисленных токенах), риск существенно снижается. Такие терминалы я видел неоднократно в зарубежных банках - с их помощью можно заплатить коммунальные платежи, отдать приказ о перераспределении средств с зарплатной карты по счетам или, наоборот, перевести деньги для их получения в банкомате. У нас с таким сервисом просто беда.
Еще один вариант самообслуживания, который очень нужен - это автоматизированное депозитарное хранилище. Доступ тоже 24х7 - сбудется мечта о том, что дойти до своих ценностей можно в любое врея дня и ночи. Причем, для безопасности, вход к таким ячейкам возможен только по одному, а систем защиты минимум четыре: клиентская магнитная карта, PIN-код, отпечаток пальца и, конечно, ключ чтобы открыть бронированный персональный сейф. Чем-то эта систеа напоминает громадный торговый автомат. Здесь есть контейнер, обеспечивающий компактное размещение и сохранность депозитных ячеек, а также несколько клиентских терминалов (каждый - в изолированном помещении). Специальное подающее устройство обеспечит доставку депозитной ячейки из контейнера к клиентскому терминалу по запросу клиента. Скорость доставки ячейки после запроса - полторы минуты.
Если уж придется заходить в отделение в рабочее время, конечно желательна работающая электронная очередь от той же Onlinet (сегодня был в отделении Сбербанка - там все ИТ-обеспечение смонтировано, но какой месяц не работает), где можно самостоятельно не только выбрать нужный тип операции, но и в режиме online увидеть сколько людей перед тобой. Идеально, конечно, если такая система будет "узнавать" клиента по его, к примеру, NFC-метке и уведомлять о том, к какому окошку можно пройти прямо по SMS. Есть шанс даже задуматься, но явно не пропустить свою очередь Кстати, вероятно, что на смену мощным кассовым узлам должны прийти банковские рециркуляторы (к примеру, от Talaris) - это для тех, кто не любит пластиковые банковские карты. На самом деле, это весьма продвинутое банковское оборудование, которое необходимо при работе с огромным количеством наличных денег. При помещении купюр в лоток, прибор определяет сумму и выполняет сортировку банкнот, отбрасывая подозрительные, изношенные и рваные, делая это относительно запрограммированного в нем эталона. По запросу кассового работника рециркулятор может за несколько секунд выдать сумму из тех купюр, которые признаны годными к обороту. Причем система управления рецикрулятором связана с АБС - по каждому взносу наличности или выдаче денежных средств ведется логирование, всегда можно дистанционно определить наличие остатка денежных средств в устройстве. Рециркулятор позволяет существенно снизить расходы на инкассацию средств, поскольку может, при грамотной настройке математической модели, обеспечивать баланс приема и выдачи наличных в течение всего операционного дня. Поскольку рецикулятор обладает встроенным сейфом с мощной броневой пластиной, то не обязательно оборудовать кассовый узел пуленепробиваемыми стеклами и отдельными кабинками, извлечь средства из такого устройства все равно невозможно без мастер-ключа.