НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Внятная классификация ноутбуков – прямой путь к повышению CTR сайтов, поддерживаемых поставщиками этих устройств

На прошлой неделе стало известно, что, по оценкам IDC, в III квартале нынешнего года российский рынок ноутбуков просел, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,3% (до 1,47 млн. штук). [spoiler]

Прогнозы аналитиков на будущее российского ИТ-рынка также достаточно мрачные. По оценкам IDC, озвученным во время состоявшегося 13 ноября Общего собрания АПКИТ, в будущем году в нашей стране объем продаж ИТ-оборудования просядет на 20% в долларах (по сравнению с итогами нынешнего года) и на 3% в рублях. Видимо, и российский рынок ноутбуков в будущем году продолжит падение. Рискну предположить, что падение этого сегмента российского ИТ-рынка обусловлено не только сложной экономической ситуацией в стране и, как следствие, уменьшением покупательной способности юридических и физических лиц, но и тем, что поставщики данного вида “ИТ-железа” не могут достучаться до сердец потенциальных покупателей и внятно обрисовать им свои продуктовые линейки и их конкурентные преимущества.

Лично мне наиболее часто встречающимся алгоритмом выбора ноутбука (как, впрочем, и любого другого мобильного и не очень мобильного устройства) представляется такой подход: потенциальный пользователь сначала решает, зачем ему, собственно говоря, нужен девайс, потом выбирает торговую марку (на основе своего опыта или опыта своих знакомых) и, наконец, смотрит, в каком магазине приглянувшаяся ему модель предлагается по наиболее низкой цене (благо, только в нашей стране насчитывается несколько десятков тысяч Интернет-магазинов). Однако не исключено, что многие (особенно пользователи с опытом) сначала выбирают торговую марку, а уже затем (в пределах этой марки) ищут модель, наиболее подходящую им по соотношению цена/функциональность. Есть, конечно, и так называемые “блондинки” и “блондины”, которые первым делом смотрят на цвет девайса и разного рода дизайнерские изыски, но массовый спрос формируют все же не они.

Поэтому ближе к делу. По назначению ноутбуки обычно делят на следующие три категории: мобильные, замена настольного ПК (для бизнес-целей) и игровые (мультимедийные). В каждой из этих категорий обычно можно выделить три ценовых сегмента: начальный (бюджетный), средний и премиальный. То есть, в самом первом приближении, возможны девять классов устройств (на приведенном ниже рисунке они условно пронумерованы цифрами от 1 до 9)

Основные классы ноутбуков



Когда потенциальный пользователь определился, какой из девяти перечисленных выше основных классов оборудования ему нужен, он начинает сравнивать технические характеристики устройств, попадающих в данный класс: диагонали и разрешения экранов, объемы оперативной и дисковой памяти, время автономной работы от батарей и т. д.

Но это в теории (точнее говоря – в моем представлении). А что происходит на практике? Захожу на сайт очень известного производителя ноутбуков и вижу, что предлагаемые устройства он делит прежде всего на две категории: в одну из них попадают устройства, в названии которых используется торговая марка, доставшаяся данному производителю в процессе одного из слияний; а в другую – все остальные ноутбуки. Первая из этих категорий содержит девять классов:

1) многорежимные ультрабуки для бизнеса;
2) ноутбук, планшет и даже больше;
3) тонкие и легкие ноутбуки;
4) ноутбуки премиум;
5) ноутбуки бизнес-класса;
6) ноутбуки для малого бизнеса;
7) стандартные ноутбуки;
8 ) портативные рабочие станции;
9) ноутбуки для учащихся.

Вторая категория ноутбуков у этого же производителя делится на десять классов:

1) мультимедийные ноутбуки-трансформеры;
2) основные многорежимные ноутбуки;
3) мультимедийные ноутбуки премиум-класса;
4) игровые ноутбуки с широкими мультимедийными возможностями;
5) ноутбуки с современным дизайном;
6) ультрапортативные начального уровня;
7) для повседневного использования;
8 ) недорогие ноутбуки;
9) ноутбуки для бизнеса;
10) 15,6-дюймовые ноутбуки для малого бизнеса;

Как вы думаете, поклоннику данной торговой марки легко разобраться в 19 предлагаемых ему классах?
Впрочем, и у других известных и не очень известных поставщиков ноутбуков системы классификации не лучше 
Интересно, почему поставщики усложняют пользователю поиск нужного ему товара замысловатыми и малоинформативными схемами классификации?
Чем, например, “ноутбуки для малого бизнеса” отличаются от просто “ноутбуков для бизнеса”? И в каком соотношении между собой находятся “стандартные ноутбуки”, “недорогие ноутбуки” и “ноутбуки для учащихся”?

Впрочем, и приведенные выше два списка стали бы много яснее, если к каждой из 19 строчек добавить хотя бы год появления соответствующей серии и примерный ценовой диапазон моделей, входящих в данный класс. Это избавило бы потенциального пользователя от необходимости шерстить сайты интернет-магазинов, где он, вполне возможно, обратит свое внимание на товары другой торговой марки?

На прошлой неделе побывал на многолюдной (даже слишком многолюдной, что, среди прочего, негативно сказалось на регистрационных и гардеробных очередях) RIW-2014 (Russian Interactive Week). Сложилось впечатление, что основные посетители этой выставки-конференции так или иначе связаны с созданием или поддержкой сайтов интернет-магазинов. А также с анализом информации, генерируемой торговыми сайтами (в том числе, с использованием технологий Big Data). И в той или иной степени озабочены повышением CTR (click-through rate), т. е. показателя “кликабельности”, который первоначально использовался как мерило эффективности рекламных баннеров.

Теперь же эту аббревиатуру нередко используют как индикатор эффективности представления на сайте тех или иных товаров. Грубо говоря: если из 100 человек просмотревших на сайте Интернет-магазина описание товара, в конце концов этот товар приобрел лишь один, то “си-ти-ар” соответствующей странички сайта равняется одному проценту. Что, вообще говоря, считается не таким уж плохим показателем.

Интересно, каков CTR продуктовых страниц сайтов, поддерживаемых производителями ноутбуков? Рискну предположить, что если внятной и понятной пользователю классификации ноутбуков на этих страницах нет, то CTR данных страниц (то есть вероятность того, что посетитель после посещения данных страниц твердо решит приобрести себе хотя бы одну из описанных там моделей) будет близок к нулю. Ну, или к тысячным долям процентов. А вы что думаете на этот счет?



При выборе ноутбуков, прежде всего “взвешиваются” два критерия цена и функциональность (основное назначение). Другие критерии также имеют значение. Но не решающее.