НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Мобильные решения:

Блог

Должно ли Минкультуры заниматься мобильными приложениями?

Андрей Колесов
02.04.2015 09:13:19

В СМИ появились сообщения о намерении Минкультуры создать ИТ-сервис "Культурное наследие", с помощью которого пользователи смогут получать информацию о культурных достопримечательностях страны. В том числе с помощью средств геолокации определять, какие интересные объекты находятся рядом. Идея понятная и, наверняка, полезная, может быть, даже необходимая. Но вот вопрос: как ее реализовать?

Как видно из публикаций, министерство идет традиционному (для наших министерств) пути: объявлен конкурс на создание мобильного приложения (для iOS и Andoid) стоимостью в 14 млн. руб., согласно которому до конца года должен появиться пилотный вариант сервиса с шестью культурно-историческими объектами (а всего их по стране – около 10 тысяч).

Но вот только мировой, да и российский опыт, показывает, что такой, "государственно-заказной" подход к созданию мобильной информационной инфраструктуры является неверным. Как минимум – неэффективным, а то и просто нерезультативным.

Зачем министерство лезет в сферу (рассказы о музеях и геотаргетинг), в которой и без того работает полно компаний (начиная от "Яндерса" и заканчивая сотнями стартапов)?

Мировой опыт тут показывает, что должно соблюдаться очень четкое разделение функций государства и коммерческого рынка: государство предоставляет имеющуюся у него информацию, а разработчики на принципах конкуренции и борьбы за пользователей создают пользовательские приложения. Такого рода приложений (разного рода "гиды") в мире – просто полно! Причем подавляющее их число – бесплатные. Вполне вероятно, государства как-то стимулируют такую деятельность, но только прямые конкурсы на разработку – это крайне сомнительный вариант.

Собственно, все это уже давно общепризнано и нашло отражение в концепции "Открытые данные", идея которой очень простая: государство формирует базы своих данных и открывает доступ к ним разработчиков ПО. А уже они налетают на эти данные, как мухи на мед, и заваливают рынок своими приложениям, из которые выживают лучшие…

У нас же пока ведомства предпочитают идти традиционным "министерским" путем…

Комментариев: 28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

03.04.2015 00:10:04

Цитата
министерство идет традиционному (для наших министерств) пути: объявлен конкурс на создание мобильного приложения (для iOS и Android) стоимостью в 14 млн. руб., согласно которому до конца года должен появиться пилотный вариант сервиса с шестью культурно-историческими объектами (а всего их по стране – около 10 тысяч).


Проводить конкурсы очень выгодно. Ведь члены комиссий, выявляющих победителей конкурсов, за свою работу получают денежки. Порой весьма значительные. А лишние денежки лишними, как известно, почти никогда не быввают! smile:)Тут важно понять, куда бы пошли эти 14 млн. рублей из бюджета Минкультуры, если бы конкурс на сие мобильное приложение не объявлялся.

03.04.2015 10:18:29

Я бы тут не делал акцент на коррупционные аспекты, хотя, конечно, они могут быть.
Дело в том, что мы имеем дело с характерным примером неспособности наших министерств (это хорошо видно по Минкомсвязи) работать в рыночных условиях. Они упорно пытаются работать в рамках советской административно-приказной системы: начальник-подчиненный. А им нужно выступать регулятором - это совсем другая работа. Но они так работать не умеют и не хотят.
"Ручное управление" - это российская система госуправления. Чтобы дворником командовали из центра.

03.04.2015 14:46:29

"А им нужно выступать регулятором - это совсем другая работа. Но они так работать не умеют и не хотят. "
Приведите пример, где орган власти выступает регулятором в отношении использования информации в масштабах всей страны?

03.04.2015 14:57:47

Давайте сделаем так: вы для начала зарегистрируйтесь так, чтобы это были не анонимные вопросы, а потом продолжим общение. Объяснять банальные вещи анониму мне не интересно.

03.04.2015 14:31:53

Электронные торги в виде аукционов в соответствии с 44ФЗ не предполагают участие "членов комиссии".
Вы о чем??
А конкурс для таких приложений в подавляющем числе случаев не применяется.
Давайте не разбрасываться голословными фразами.

03.04.2015 14:56:05

Не отвечать за автора этих слов (Митин), но я думаю, что он имел в виду коррупцицонную составляющую. Которая, как известно, существует в обход законов. Закон не предполагает, а коррупционный вариант предполагает.

03.04.2015 15:02:14

Самые главные специалисты в коррупции как правило не утруждают просветить хотя бы элементарным знанием законов и механизмов процедур. Долгими годами рассказывают где-то подслушанные байки, сплетни и мантры.

03.04.2015 15:38:16

Цитата
Конкурс для таких приложений в подавляющем числе случаев не применяется.

Зря, между прочим. Едва ли посредством аукциона (где главное -- цена) можно выявить действительно полезные приложения, которые будут пользоваться огромной популярностью. Видимо, целесообразнее изучить уже разработанные "минкультовские" мобильные приложения и выделить гранты на развитие наиболее успешных из них.

03.04.2015 22:00:01

Для этого существует путь - НКО. Гранты. Вперед и с песнями.
А вот конкурс - это опять разговоры обывателей: (старые песни)
"- вот же редиски! Мы предложили разработать за 100 рублей, а нас даже до конкурса не допустили!"
"выиграла команда разрабов, за 2 миллиона! Явно коррупция! Мы же ведь за 200 рублей предлагали это сделать!"
"да что это за требование такое??!! "иметь портфолио , не менее 5 разработок" . У нас их 4, и чоа??? "

и т.д

03.04.2015 11:30:28

Цитата
государство предоставляет имеющуюся у него информацию


Думаю, именно в этом и дело. Нет у министерств никакой информации. Полагаю, главная и неафишируемая цель создания подобных приложений — именно сбор информации.

03.04.2015 12:47:00

Нет, все как раз наоборот. Именно министерство владеет этой информацией. Речь идет об объектах, напрямую подчиненных именно министерству.

03.04.2015 12:55:34

Должно владеть. А вот владеет ли в действительности — большой вопрос.

03.04.2015 14:41:28

Если министерство не владеет информацией по темам, за которые отвечает, но оно не выполняет свои функции. Со всеми соответствующими выводами, типа "расформированияе"

03.04.2015 14:53:51

Так я давно говорю о том, что наши госслужащие очень «творчески» подходят к выполнению своих обязанностей. Минкомсвязи вообще прямые распоряжения выполнять не хочет и ничего. Некоторые мои знакомые это даже одобряют smile:).

03.04.2015 20:16:38

Тем всегда больше, чем возможностей.
И их всегда будет больше. Их просто бесконечное количество.

03.04.2015 20:42:41

Я увидел вот такую фразу в вашем комментации

Цитата
Вы не могли бы озвучить свою профессию, если не сложно. Чтобы плоскость и уровень дискуссии понять.
Я уже писал, ГИП в департаменте информатизации одного из регионов страны.

ГИП - это главный инженер проекта?
Я последние двадцать лет обозреватель PC Week. Программировать начал в конце 60-х (в школе). О моем опыте работы в ИТ можно посмотреть тут: http://www.visual2000.ru/start.php?pathfile=kolesov/aboutme.htm

06.04.2015 09:34:37

Я вообще-то исправил коммент , но вы успели прочитать. smile;)
Конечно же в вашем профиле все это есть, я немного лоханулся. (но исправился мгновенно).

Да, я практик. Вы-теоретик.
Я вот посмотрел именно практику использования открытых данных.
http://data.mos.ru/apps

Ткнулся в самое социально востребованное - запись к врачу.
http://data.mos.ru/apps/105

И что же мы видим в отзывах, например на Гуль плее??
https://play.google.com/store/apps/details?id=EMIAS.EMIAS#?t=W251bGwsMSwxLDIxMiwiRU1JQVMuRU1JQVMiXQ..


Кто будет нести ответственность и не компрометация ли это идеи интерфейса между населением и органом предоставления услуги?
По мне так это просто диверсия. Неумышленная, конечно. Просто от недомыслия. Но населению-то это фиолетово - кто тут косякнул. Важно то, что пойдет дискредитация идеи.
В сухом остатке мой вывод такой: не все дороги ведут к храму. И сначала надо семь раз отмерить, прежде чем с флагом на броневик.
Открытые данные должны быть актуальными!! Всегда!!! Следовательно что? Это значит ОВ должен нести за это ответственность , оформленную документально! С кем-то! Например с исполнителем. Чтобы исполнитель не смог потом сказать "А что я сделаю? Они выкладывали данные, выкладывали, а потом бац! - забыли , и с нового года данные не обновляются! "
А представьте себе, что от этого зависит какой-то технологический процесс, который продвинул еще какой-то третий разработчик. Например таксопарк привязался к карте, со слоями, с геопривязками, а потом раз! - и исчез этот слой. Например министерство расформировали (вот как Минрегионразвития РФ, например). Все рухнет что ли?
Нет денег - не будет и ответственности.
Нет информационных соглашений - не будет и корректности и ответственности.
Нет нормативки - не будет и развития идеи.
Я -практик, а не обозреватель.



03.04.2015 14:28:30

Есть недопонимание разницы между открытыми данными и данными, которые не всем могут быть доступны как минимум в первоисточнике. Только как агрегатированные. Далее: свободный коммерческий рынок ПО мобильных приложений не всегда в тренде совпадает с желанием получать нужную аналитику органу власти. Надеяться на то, что кто-то придумает в угоду чиновнику\руководителю именно то, что ему нужно в работе - это "детсат штаныналямках". Я уж не говорю про приложения узкой направленности - например база ГИБДД нужна постовому на улице, для принятия решения по нарушителю. Кто даст ее в открытое пространство? А Росреестр, кадастр, ЖКХ и далее по списку - они что дадут свободному рынку?? Кто будет нести ответственность за некорректное отображение данных? Некий разраб неизвестного происхождения?? Даже обсуждать это смешно.
ГИП, Департамент информатизации, если что.

03.04.2015 14:53:19

С чего вы взяли, что есть такое недопонимание?

(правда, я не очень понимаю, кому я задаю вопрос - автор тут обозначен, как аноним).

И не очень понятно, что тут смешно и что "обсуждать смешно?"

Что представляет собой концепция "открытых данных" и как она реализует в Европе - это хорошо известно. Это зафиксировано в документах, есть описания практики.
А вот как она реализуется в России - не очень понятно. Точнее, пока понятно, что она реализуется плохо.
И, кстати, хотя Москва считается лидером в этом деле, но, на самом деле, тут идея "открытых данных" реализуется порой в весьма странном виде.

Вы задаете вопросы, ответы на которые давно известны.

Цитата
Кто будет нести ответственность за некорректное отображение данных? Некий разраб неизвестного происхождения??


Да, именно так:: ответственно за некорректное отображение данных несет разработчик. А за данные - государственные орган, которые выложил госудраственные данные.
Что ж тут непонятного?

03.04.2015 15:52:35

Вы его как найдете? В Плеймаркете?
Открытые данные - ради бога. Я-за. Но здесь идет речь об ответственности в том числе. Кому будем жаловаться на неверную интерпретацию данных, например? Разработчику , который сделал это в виде хобби? Если он не монетизирует свой профит (и даже не видит его), то какой у него будет стимул делать качественный продукт кроме энтузиазма тараканов в голове и высокой социальной ответственности? Вот например увязать открытые данные минздрава по заболеваемости жителей с дорожной сетью митранса и розой ветров Гисметео - напрашивается как бы (если, конечно, минздрав согласится опубликовывать такие данные). Т.е. на основе неочевидно связанных данных порождать некий продукт, полезный обществу. Но кто будет потом нести ответственность за выводы и резюме, которое возможно будет результатом подтасовки данных?? Это разве можно исключить? Кто будет проверять алгоритмы аналитики? Вбросить легко, трудно потом опровергнуть. Да и зачем ? Бегать по кругу среди сотен приложений, которые будут противоречить и сами себе и общей картине в частности, потому что у них ,возможно, будет цель не поиска истины, а простое желание потроллить кого-то?

03.04.2015 18:09:17

Задали очень много вопросов. И на все эти вопросы есть ответы. Более того, ответы эти известны и апробированы.

Наверное, эти ответы не известны только вам. Но я уже пояснял: мне бы не хотелось тратить время на повторение азбучный истин человеку, который задает вопросы в анонимном режиме.

03.04.2015 20:08:00

Ну если все так азбучно, то к чему ваш пост? Повторить азбуку?
Или подискутировать?
Вы уж сразу так и пишите "Ответы я знаю, вопрос давно решен, мне на ваше мнение как с колокольни".

Лучше поздно, но я все же уточню: я обсуждаю вот это место: "идея которой очень простая: государство формирует базы своих данных и открывает доступ к ним разработчиков ПО. А уже они налетают на эти данные, как мухи на мед, и заваливают рынок своими приложениям, из которые выживают лучшие… "

Вы данные Росстата, или минсельхоза, или Минрыбпромводолесохоза или еще сотен организаций видели в природе?
Они есть, к слову.
Много мобильных приложений появилось в природе на основе этих данных??
Что ж нет "сотен"-то приложений, из которых "орган власти" выберет лучшее??
Дальше.
Вот существует 8ФЗ об открытых данных. (азбуку уж я вам не буду про него рассказывать) .
Много разработчиков обратилось к органам власти с предложениями, типа "А дайте нам такие вот данные"??
Судя по тому, что приложений нет - не обращались.
Вы знаете обратные примеры?

Что-то им мешает? Может неинтересно?

Тогда как действовать ОВ, которому надо мероприятие выполнить (составить реестр памятников, сразу с графоболочкой и интерфейсом, в т.ч. с обратной связью) , и при этом исполнитель -мифический, и в случае чего "я не я, моя хата с краю".

Или вы скажете "ОВ заплатит денег!! И исполнителя выберет лучшего"
Ну так что ж тот исполнитель не участвует в торгах ? Кто-то мешает??
Ну объявили цену _стартовую_ -14 млн.
Выходите да торгуйтесь - вот кто мешает разработчикам моб приложений взять, и согласиться поработать за хлеб и воду, а то и бесплатно?

03.04.2015 20:37:46

Сергей! (ваше имя появилось, хотя оно мало говорит о вас и вашей позиции в ИТ-сфере).

1. Вы все же разберитесь, что вас волнует: почему приложения не появляются или кто несет ответственность за приложения.
Это два разных вопроса.

2. Мой пост к тому, что Минкультуры занимает не своим делом. Точнее - оно занимаете тем, чем не нужно, а чем нужно - не занимается.

Вопрос заключается в том: чем должно заниматься государство (как некая структура, которая представляет и реализует интересы общества) в современном ИТ-мире (или просто в современном мире)? Как должны быть разделены функции между государством (работами выполняемые за общественные деньги - госбюджет) и частным бизнесом?

Так вот: государство ДОЛЖНО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ для частных инициатив, а не заменять их собой. В этом отличие капиталистической модели от социалистической.

Разработчики НЕ ДОЛЖНЫ обращаться в органам власти за информацией. Они могут обращаться, но не должны.

А вот органы власти ДОЛЖНЫ опубликовать свои данные (разумеется, речь не идет о секретных данных. ДОЛЖНЫ!
А уже будет кто-то пользоваться этим данными или нет - это другой вопрос.

А что сделать, если министерство опубликовало данные, но ими никто из разработчиков не пользуется?
Да, вы совершенно правы: есть нужные обществу задачи, которые не представляют коммерческого интереса.

Тогда государство вполне может (И ДОЛЖНО!) занять решением этих общественно важных, социальных задач.
НО! Сначала оно должно ОТКРЫТЬ данные, а только потом заняться созданием оболочек, приложений и пр.

РАзумеется, также есть целые группа задач, где государство должно сразу создавать собственные готовые сервисы. Но круг этих задач, на самом деле, достаточно ограничен - это государственные услуги.

Разумеется, что государство должно стимулировать активность бизнеса для решения важных социальных задач. Возможно, в том числе и проведение целевхх разработок, хотя, наверное, этот вариант не является лучшим.


06.04.2015 10:03:07

. Вы все же разберитесь, что вас волнует: почему приложения не появляются или кто несет ответственность за приложения.
Это два разных вопроса.

---- у меня как раз нет вопросов кто должен нести ответственность. Как раз в вашем идеализированном представлении мира все нормалек, а вот в моем, практическом, материальном, есть четкое понимание, что колхоз, выстроенный на духовных идеалах, отлично работает только в виртуале.


2. Мой пост к тому, что Минкультуры занимает не своим делом. Точнее - оно занимаете тем, чем не нужно, а чем нужно - не занимается.

-- давайте не будем голословными и устремимся к уставной деятельности минкульта. Прочитайте ее.

Вопрос заключается в том: чем должно заниматься государство (как некая структура, которая представляет и реализует интересы общества) в современном ИТ-мире (или просто в современном мире)? Как должны быть разделены функции между государством (работами выполняемые за общественные деньги - госбюджет) и частным бизнесом?

--- частный бизнес выходит на подиум и говорит (в рамках 44ФЗ) "Я это сделаю за миллион. Вот мое портфолио".
Выходит второй и говорит "Я это сделаю за пятьслот тысяч. Вот мое портфолио". А компетентные люди в рамках аукциона ли, конкурса ли, принимают решение (надеюсь компетентное, ну а может быть и автоматически) - кому отдать заказ. Вы же предлагаете анархию в тех направлениях, которые в т.ч. социально важны - ЖКХ, налоги, здравоохранение, штрафы - там бардака и без привлечения лузеров хватает.
Вы предлагаете государству самоустраниться от ответственности, это приведет к хаосу. Неужели надо пояснять, что обычный обыватель, открыв в Гуглплее с десяток на вид одинаковых приложений типа "Запись к врачу" или "Заплатить штраф" или "Получить путевку в ДОЛ", скажет "Да они там не охренели? Так какое мне надо приложение-то использовать? Чтобы не пролететь с получением услуги".
А минздрав, например, что должен будет ответить населению "Да мне пофиг. пользуйтесь чем хотите. Я и половины разработчиков в упор не знаю. Я вот сейчас на закладки уже пятнадцатое приложение исследую, а в очереди еще сорок". Вы не допускаете этого??

Так вот: государство ДОЛЖНО ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ для частных инициатив, а не заменять их собой. В этом отличие капиталистической модели от социалистической.

--- Доставка свежих помидор на дом - пожалуйста. Запись в парикмахерскую - не вопрос. А вот запись к врачу - вот это вот извините. Вы же не пустите в операционную всех желающих "порезать ланцетом", только потому, что "государство должно дать возможность для частных инициатив"??

Разработчики НЕ ДОЛЖНЫ обращаться в органам власти за информацией. Они могут обращаться, но не должны.

-- вот тут не понял про что Вы. .

А вот органы власти ДОЛЖНЫ опубликовать свои данные (разумеется, речь не идет о секретных данных. ДОЛЖНЫ!
А уже будет кто-то пользоваться этим данными или нет - это другой вопрос.

-- вот на примере минкульта. Рассказываю. У министерства есть данные по объектам, скорее всего. Но как они представлены? Да очень сухо, и скорее всего неинтересно. Типа "Усадьба Петрищева, постр. 1880, объект культ.насл, охр. гос-вом. " Ну может быть фото и все. Нет геопривязки (еще не проводили работу). Нет литературной пристежки. Нет привязки к планам реконструкции. Нет фоторакурсов. Нет воспоминаний жителей.
Ну так кто это все будет наполнять, как запланировал минкульт? Коммерсы что ли забесплатно?
Да щаз. По области рысачить и собирать полноразмерные описания объектов без перспектив монетизации - это кому из коммерсов такое загорится делать?
Так вот предполагаю, что минкульт как раз и поставил задачу с помощью продуманного интерфейса (когда ставятся четкие цели и задачи) создать такое приложение, в котором удаленные пользователи как раз и будут заполнять описания объектов. Но пользователи это будут скорее всего ответственные, типа администраций поселений, на территории которых находятся объекты. А в приложении будет в т.ч. возможность "туристам" и свое мнение высказать, добавить фото, написать рассказ , который в детстве слышал от бабуси об этой усадьбе. (это я моделирую, как бы я ставил задачу. По конкретному приведенному приложению ничего не знаю).
Ну так вот , видим по сути дела Заказчика, есть от него четкая цель и задачи по разработке приложения. Видим стартовую цену. Далее в дело вступают желающие и на торгах "роняют" цену контракта хоть до минус рубля. Но! В этом случае есть а) договоренности о целях б) договоренность о поддержке исходных данных и об ответственности об их аутентичности в) четкое понимание кому можно задать вопрос и направить претензию.
И так далее.


А что сделать, если министерство опубликовало данные, но ими никто из разработчиков не пользуется?
Да, вы совершенно правы: есть нужные обществу задачи, которые не представляют коммерческого интереса.



РАзумеется, также есть целые группа задач, где государство должно сразу создавать собственные готовые сервисы. Но круг этих задач, на самом деле, достаточно ограничен - это государственные услуги.

--- открываем устав минкульта и читаем. И утверждаемся в том, что оно действует в рамках компетенции.


06.04.2015 10:31:38

Спасибо за подробный комментарий, Мне есть, что сказать, но нет пока времени. Постараюсь ответить.
Кратко сейчас
1. Не нужно смешивать госуслуги (что государство ОБЯЗАНО делать) и разного "произвольные программы".
2. У нас виден как раз недостаток "теории" во все нашей госдеятельности. Идет постоянно изобретение велосипедов. Незнание законов развития общества и природы. Пытаемся на Севере выращивать яблоки, а на Юге - разводить белых медведей.
"Нет ничего практичнее хорошей теории"
3.

Цитата
открываем устав минкульта и читаем. И утверждаемся в том, что оно действует в рамках компетенции.

Значит, этот устав нужно изменить. В том то и беда: мы живем по уставам Петровских времен.

06.04.2015 11:10:22

"устав нужно изменить. В том то и беда: мы живем по уставам Петровских времен. "

Наша общая беда общества - покритиковать чужую философию, не читая про нее, и не имея своей внятной.
Российский тренд "хотелок" уходит в далекие времена историй со щукой и волшебными палочками.

06.04.2015 11:17:25

Беда - в нашем догматизме и в самоидентификации себя "верноподданными", а не гражданами, ответственными за страну.

06.04.2015 15:51:34

Здоровый консерватизм , основанный на житейском опыте, не всегда хуже дилетантских нововведений.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии