В конце января компания Fujitsu объявила о том, что с нового финансового года (он начнется для нее 1 апреля 2009-го) прекращает заниматься разработкой и производством головок чтения и записи для накопителей на жестких магнитных дисках (НЖМД). Это решение обойдется компании в 5 млрд. йен (около 56 млн. долл. по текущему курсу), которые в итоговом отчете за нынешний финансовый год она внесет в графу “убытки”.

По информации Fujitsu, разработка и производство головок для НЖМД в настоящее время осуществляется на предприятии в Нагано. К этому привлечено примерно 360 человек, которых компания обещает трудоустроить на других своих предприятиях. О закрытии самого предприятия речь не идет, поскольку на нем в настоящее время производятся еще и печатные платы для серверов и телекоммуникационного оборудования, а эта деятельность, по заверению Fujitsu, будет продолжаться и далее.

Отметим также, что принято решение именно о закрытии, а не о продаже мощностей по производству головок для НЖМД. По-видимому, никого — и в первую очередь ведущих производителей жестких дисков (ЖД) — не заинтересовала возможность приобретения соответствующих активов Fujitsu. Эта японская компания уже однажды корректировала структуру и сокращала масштабы бизнеса в сфере НЖМД: в 2001 г., в условиях спада на мировом рынке ПК, Fujitsu решила уйти из сегмента 3,5-дюймовых винчестеров с ATA-интерфейсом для настольных систем (на который вышла в 1994 г.).

За прошедшие годы Fujitsu выстроила в области НЖМД вертикально-интегрированную структуру, охватывающую большую часть этапов жизненного цикла изделий — от исследований и разработок до производства ключевых компонентов и готовых накопителей. А потому после объявления компанией решения о прекращении разработки и производства головок для жестких дисков появились реальные основания полагать, что Fujitsu теперь собирается полностью избавиться от бизнеса в сфере жестких дисков.

Для потенциальных покупателей интерес могут представлять и технологические наработки Fujitsu, и производственные ресурсы компании. Последние включают в себя (помимо упомянутого выше завода в Нагано) подразделение компании в Ямагате, занимающееся производством дисковых магнитных пластин, а также сборочные предприятия на Филиппинах и в Таиланде.

Что касается технологических наработок, то в активе компании, например, систематический выпуск накопителей с рекордными на момент объявления плотностями записи информации.

В продуктовом портфеле Fujitsu в настоящее время имеются 2,5-дюймовые SATA-накопители и 3,5-дюймовые диски корпоративного класса с интерфейсами Fibre Channel и SAS для серверов и массивов хранения.

Осенью минувшего года в западных СМИ, ссылавшихся на публикацию японской газеты “Нихон кэйдзай симбун”, появилась информация о том, что Fujitsu ведет переговоры о продаже всего своего НЖМД-бизнеса корпорации Western Digital (WD). Однако в январе руководители Fujitsu заявили, что указанная сделка c WD не сможет состояться, поскольку американская корпорация не соглашалась выполнить одно из условий японской стороны, которая настаивала, чтобы на поступающих в собственность нового владельца предприятиях не были проведены массовые увольнения.

Никакой информации о других возможных покупателях НМЖД-бизнеса Fujitsu как единого целого не было. Видимо, из-за отсутствия таковых после несостоявшейся сделки с WD японская компания решила продать соответствующий бизнес по частям.

В числе соискателей части активов Fujitsu — фирма Toshiba. Сам факт ведущихся между ними переговоров подтверждают обе стороны, однако этим их комментарии до сих пор и ограничивались.

Совершенно очевидно, что Toshiba проявляет интерес к ресурсам Fujitsu для выпуска 2,5-дюймовых ЖД (включая предприятия на Филиппинах и в Таиланде): накопителей в форм-факторе 3,5 дюйма Toshiba попросту не выпускает, а кроме того, она не является сколько-нибудь заметным производителем настольных ПК и серверов, по крайней мере за пределами Японии. Непонятно также, заинтересована ли Toshiba в приобретении завода в Ямагате, ведь эта компания является фактически единственной в шестерке ведущих игроков мирового рынка НМЖД (Seagate, Western Digital, Hitachi GST, Samsung, Toshiba, Fujitsu — перечислены в порядке уменьшения занимаемой доли рынка, исчисляемой в штучном выражении), не обладающей вертикально-интегрированной структурой бизнеса. В частности, записывающие головки Toshiba закупает у TDK.

В случае реализации сделки — а ее стоимость, по оценкам экспертов, может составить от 340 до 440 млн. долл. — Toshiba станет крупнейшим в мире поставщиком 2,5-дюймовых накопителей для ноутбуков и игровых консолей (при этом на ее долю будет приходиться 30% данного сегмента рынка). Впрочем, наблюдатели не исключают возможности создания компаниями Fujitsu и Toshiba совместного предприятия, где большее количество акций будет принадлежать последней.

Из числа претендентов на часть активов Fujitsu наблюдатели по-прежнему не исключают и WD, даже несмотря на то, что к настоящему моменту финансовые возможности американской компании ухудшились по сравнению с теми, которые она имела в начале своих переговоров с Fujitsu, а в конце декабря WD объявила о реструктуризации, подразумевающей, в частности, снижение на треть ее капитальных затрат, закрытие одного из трех производств в Таиланде и закрытие (или продажу) одного из двух предприятий в Малайзии.

Для WD привлекательными могут быть как раз 3,5-дюймовые накопители для серверов и систем хранения (и выход с их помощью на корпоративный рынок), поскольку таких дисков — с интерфейсами FC и SAS — в портфеле этой компании как раз нет и она позиционирует как корпоративные некоторые свои SATA-диски.

Теоретически 3,5-дюймовые диски корпоративного класса могут представлять интерес и для Samsung.

Решение Fujitsu о продаже НЖМД-бизнеса нельзя считать совсем неожиданным. В прошлом году Fujitsu объявила о том, что ее стратегия будет всё больше фокусироваться вокруг предоставления ИТ-услуг. В рамках реорганизации бизнеса компания намерена отказаться от ряда убыточных и малоэффективных направлений, в число которых попали и жесткие диски, поскольку с проблемами обеспечения прибыльности их продажи Fujitsu сталкивается давно. Как указывали руководители компании, со временем потери от этой деятельности могли бы только вырасти, если бы Fujitsu не стала здесь ничего менять. (Следует отметить также, что прогрессу в сфере производства жестких дисков сопутствуют крупные инвестиции, необходимые для постоянного совершенствования технологий и модернизации производственных процессов.)

Наступивший кризис и спад на компьютерном рынке усложняют реализацию стратегических планов Fujitsu. Как мы писали, компания должна до 1 апреля 2009 г выкупить 50%-ный пакет акций ее совместного с немецким концерном Siemens предприятия за 450 млн. евро наличными. Продажа бизнес-направления жестких дисков отчасти сможет облегчить финансовое бремя данного приобретения.

Версия для печати