В первом квартале 2010-го объем мирового рынка ноутбуков вырос по сравнению с прошлым годом на 31% и достиг 31,1 млрд. долл., утверждает аналитическая компания DisplaySearch. Лидерами по темпам роста стали сегменты мини-ноутбуков (нетбуков) и планшетов, в сумме увеличившиеся на 56,4% и достигшие объема 3,51 млрд. долл. Однако вскоре популярность планшетов может привести к падению спроса на нетбуки.

По данным DisplaySearch, ежеквартальный рост рынка ноутбуков составил 6%, что является самым высоким показателем с третьего квартала 2008-го. Что касается нетбуков, то хотя этот сегмент сейчас на подъеме, темп роста может замедлиться из-за кризиса и конкуренции со стороны планшетов.

Рынок ноутбуков делится на следующие сегменты. Компьютеры с размером экрана от 5 до 10,2 дюймов относятся к нетбукам. Следующей является категория ультрапортативных ноутбуков с экраном от 10,2 до 12,9 дюймов. Далее следуют портативные ноутбуки с экраном от 13,0 до 16,4 дюймов и, наконец, замыкают этот ряд заменители настольных ПК с экраном от 17 до 20 дюймов.

В первом квартале спрос упал только на ультрапортативные ноутбуки. В результате этот сегмент сократился на 4,3% до 1,8 млрд. долл. Самый большой сегмент портативных ноутбуков, наоборот, вырос на 30,7% и достиг 23 млрд. долл. Неплохие результаты и у заменителей ПК — рост на 37,8% и объем 1,93 млрд. долл. (см. таблицу 1).

Наибольшей популярностью нетбуки и планшеты пользовались в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но в Китае и Северной Америке спрос на них также увеличился. Объем продаж портативных ноутбуков также вырос в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китае и Латинской Америке, значительно превзойдя средний показатель для данного сегмента. Поставки заменителей настольных ПК особенно заметно выросли в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Японии.

Цены меняются

По сравнению с третьим кварталом 2008-го средняя стоимость ноутбука упала на 20%. Однако в первом квартале 2010-го средняя цена выросла в каждой категории рынка, кроме заменителей настольных ПК.

По прогнозу DisplaySearch, доля сегмента нетбуков и планшетов на рынке ноутбуков будет расти и во втором квартале 2010-го достигнет 20,3% (см. таблицу 2).

Влияние iPad

По мнению аналитиков, сейчас внимание покупателей начинает смещаться от нетбуков к планшетам. В прошлом году в продаже не было планшетов, ориентированных на потребителей, так как они предназначались на вертикальные рынки. Но в первом квартале 2010-го Apple выпустила iPad, на который пришлось 6,5% объема продаж в сегменте нетбуков и планшетов. За первые два месяца второго квартала Apple, по собственной оценке, продала более двух миллионов iPad.

Как ожидает DisplaySearch, доля iPad и других новых потребительских планшетов (в основном под управлением ОС Android) будет продолжать расти, что приведет к сокращению доли нетбуков. Предполагается, что в нынешнем сезоне новогодних продаж множество новых Android-планшетов будут конкурировать с iPad.

“В первом квартале 2007-го появились нетбуки, — сказала Джон Джакобс, директор DisplaySearch по исследованию рынка ноутбуков. — В первом квартале 2010-го появились планшеты и, возможно, начался закат эпохи нетбуков”. Он считает, что спрос на планшеты подстегивают онлайновые магазины приложений, идея которых пришла из рынка смартфонов: “Apple перенесла свою удачную бизнес-модель из мира iPhone в сегмент iPad. То же самое наверняка будут делать и поставщики Android-смартфонов, распространив свои онлайновые магазины приложений и на Android-планшеты. В результате покупатели планшетов смогут воспользоваться достоинствами такой модели поставки ПО, чтобы расширять функционал своих устройств по собственному вкусу”.

По мнению Джакобса, основным преимуществом нетбука над планшетом является не клавиатура, а раскладная конструкция: “Благодаря этому экран устройства можно легко установить в нужном положении так, чтобы наилучшим образом использовать довольно ограниченный угол обзора”. Однако благодаря отсутствию петель и крышки планшеты имеют более надежную конструкцию, а также обладают другими достоинствами, включая улучшенное управление энергопотреблением, считает он: “Фокус на портативность и работу с мультимедиа, а также отсутствие крышки, предохраняющей экран, позволяет использовать планшеты шире, чем нетбуки. Для них потребуются очень прочные, тонкие и цветонасыщенные дисплеи, потребляющие так мало энергии, насколько это возможно”.

Таблица 1. Объем продаж ноутбуков и нетбуков (млрд. долл.)
СегментI кв. 2009 г.I кв. 2010 г.Рост/спад (%)
Нетбуки и планшеты2,243,5156
Ультрапортативные1,881,8–4,3
Портативные19,7323,0930,7
Замена настольного ПК2,092,9337,8
Все ноутбуки26,431,3231

Источник: DisplaySearch

Таблица 2. Объем продаж нетбуков и планшетов (млн. штук)
КатегорияIII кв. 2008 г.IV кв. 2008 г.I кв. 2009 г.II кв. 2009 г.III кв. 2009 г.IV кв. 2009 г.I кв. 2010 г.II кв. 2010 г.*
Нетбуки и планшеты5,6428,0186,0527,6449,69110,70610,2519,712
Доля iPad на рынке нетбуков и планшетов0%0%0%0%0%0%6,5%~30%
Доля нетбуков и планшетов на рынке ноутбуков13,8%19,9%17,8%20%20,8%20,6%20,2%20,3%

* Прогноз

Источник: DisplaySearch

Версия для печати