Собирать информацию и писать о мировом рынке карманных ПК (КПК) с каждым годом становится все легче - ни одна крупная выставка (Comdex, CeBIT и др.) не может позволить себе не уделить новинкам этой быстро развивающейся отрасли заметного места, несколько авторитетных маркетинговых агентств регулярно проводят массовые опросы пользователей (преимущественно в США и Западной Европе), получают от ведущих производителей правдивые данные об объемах продаж и вычисляют наиболее вероятные пути развития маленьких персональных устройств и связанных с ними решений и услуг. Заранее известно, что и нынешний, февральский CeBIT-2000 в Ганновере пройдет под знаком мобильных информационных устройств. Но это все там, у них. А как обстоят дела у нас? Об этом, к сожалению, известно крайне мало. Публичная активность западных вендоров КПК в России весьма низка, хорошо хоть немногочисленные дистрибьюторы изредка проводят презентации, на которых не только показывают аппаратные и программные новинки, но и рассказывают о состоянии бизнеса. Но получить сколько-нибудь цельную картину российского рынка КПК на основании доступной информации очень и очень сложно. А взглянуть на такую картину не отказались бы не только существующие и потенциальные пользователи карманных устройств, но и сами дистрибьюторы и вендоры.

Не видя иной возможности быстро и эффективно собрать максимально возможную информацию, мы предложили нескольким ключевым игрокам рынка КПК собраться в редакции PC Week/RE и обсудить основные проблемы и перспективы отечественного рынка. Срок - середина февраля - был выбран неслучайно. На наш взгляд, это наиболее подходящее время для спокойного и взвешенного анализа: позади волна осенних представлений новых моделей, резкий сезонный рост продаж в конце года и рождественские каникулы. Впереди же - CeBIT’2000, грозящий обрушить на нас гору информации глобального характера, которая на время затмит наши локальные проблемы.

На предложение редакции откликнулось пять компаний, делегировавших своих ведущих экспертов по карманным устройствам. 11 февраля за круглым столом собрались: Елена Свечникова (elena_svechnikova@hp.com), менеджер по мобильным системам российского отделения Hewlett-Packard; Ярослав Кузьмицкий (kya@rrc.ru), ведущий менеджер отдела персональных, сетевых и телекоммуникационных устройств дистрибьюторской компании RRC; Дмитрий Хавжу (gm@maccentre.ru), директор компании “МакЦентр”; Александр Фузеев (fuzeev@electon.ru), директор по продажам фирмы “Электон” и Алексей Безлепкин (psirus@aha.ru), технический директор дистрибьюторской компании “Галакси Компьютерс”.

Алексей Безлепкин

Не думаю, что есть необходимость как-то специально представлять участников дискуссии, замечу лишь, что HP - один из немногих западных вендоров КПК, устойчиво присутствующих на нашем рынке, RRC - специалист по 3Com, в частности, официальный дистрибьютор органайзеров семейства Palm. Фирма “МакЦентр” - старожил отечественного рынка КПК, дистрибьютор 3Com и Casio, реселлер устройств других марок. Фирма “Электон” продает КПК всех вендоров недавно, но уже заняла на рынке достойное место, что и неудивительно, поскольку пришедший в эту фирму со своей командой Александр Фузеев был одним из основателей бизнеса карманных устройств в “МакЦентре”. И, наконец, компания “Галакси Компьютерс” контролирует все официальные поставки Psion в России - она имеет статус эксклюзивного дистрибьютора британской фирмы.

Разговор оказался на удивление разноплановым и интересным. Мы не в состоянии привести здесь стенограмму всех выступлений, но предлагаем вашему вниманию суждения участников по наиболее важным вопросам.

Рынок пока мал, но быстро растет

Точных данных об общем объеме отечественного рынка КПК не знает никто. Но тем не менее опытные поставщики могут дать некоторые оценки. Так, согласно Александру Фузееву, в России сейчас продается примерно 25 - 30 тыс. карманных компьютеров в год на общую сумму 12 - 13 млн. долл. В основном продажи сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, в регионы уходит лишь 10% КПК. Но это данные только по официальным поставкам. Серый рынок КПК по ряду причин (о них чуть позже) довольно активен, его оборот достигает 12 - 15% от официального. Цифры эти достаточно приблизительны еще и потому, что темпы роста продаж очень велики - примерно 15 - 20% в месяц, а в некоторые периоды сезонной активности покупателей достигают 100% в месяц! В среднем, по мнению Александра, рынок за год удваивается.

Конечно, по сравнению с американским или западноевропейским рынками, где обороты измеряются миллиардами долларов, отечественный рынок КПК весьма невелик, но растет он явно быстрее: тамошние рынки за год увеличиваются в среднем на 15 - 20%.

Елена Свечникова

Ярослав Кузьмицкий полагает, что сейчас продажи КПК переживают на территории России если не кульминацию, то очень большой подъем: “Стадия оживления рынка пройдена, сейчас идет этап его активного роста, мы приближаемся к точке взрыва. Но этот взрыв произойдет пока только на потребительском рынке. Многие, кто действительно нуждается в карманных компьютерах, наконец дозрели до того, чтобы выложить деньги за эти устройства. Дальше - больше: можно ожидать, что прогрессивные менеджеры, непосредственно участвующие в принятии решений о развитии ИТ на предприятиях, на собственном опыте ощутив все преимущества КПК, примут волевые решения уже о корпоративных инвестициях в эту область”.

Интересны данные ведущих продавцов по структуре рынка. Так, Дмитрий Хавжу, основываясь на опыте своей компании, уверен, что сегодня лидером продаж как по количеству реализуемых устройств, так и по обороту является платформа Palm. Ее положение остается весьма устойчивым, несмотря на отделение Palm Computing от 3Com и появление конкурентов в рамках “родной” ОС. “Главный внутренний конкурент Palm - Visor фирмы Handspring, но он пока реальной угрозы для Palm в России не создает. Handspring не предполагает работы с дистрибьюторами, поэтому их устройства привозят в Россию только в частном порядке и в ограниченном количестве, - отметил Дмитрий. - На втором месте - Psion со своей ОС EPOC, которая в последние 6 - 8 месяцев сделала очень решительный шаг и значительно обогнала по темпам развития системы на базе WinCE, отошедшие на третье место. В области клавиатурных WinCE-машин наблюдается настоящий обвал. Целый ряд производителей устройств ушел с нашего рынка (LG, Philips, Sharp, Everex). Мы чувствуем нормальное присутствие на нем только фирмы HP. В нише бесклавиатурных устройств под WinCE ситуация более сложная. Это связано с тем, что Casio удалось сделать машинку, которая кардинально превосходит все остальные. Правда, производится Е-105 в очень ограниченном количестве. Она мало доступна не только в России, но и в США и Европе. И Casio не планирует увеличивать ее поставки, поскольку в разработке уже находится следующая модель. Фактически появление на рынке Е-105 сделало почти невозможным продажи таких устройств, как Philips Nino и HP Jornada 420 и 430. Полагаю, что это относится и к Compaq Aero. Сегодня заказчик хочет только Е-105. К тому же Casio дает очень хорошие закупочные цены”. В целом структура продаж “МакЦентра” вполне отражает мировые тенденции этого рынка.

Интересно, что статистика продаж фирмы “Электон” совершенно не соответствует статистике “МакЦентра”. По словам Александра Фузеева, основной оборот приходится на устройства с WinCE. В этой нише лучше всего продаются бесклавиатурные модели Compaq и Casio, а также клавиатурные HP Jornada. Вот распределение продаж “Электона” в денежном выражении: первое место - у WinCE, второе стабильно держит Psion, третье - у недорогих устройств Palm. Лидерство WinCE, считает Александр, в частности, связано с большим разнообразием периферии и аксессуаров для этой платформы (модемы, сетевые карты, цифровые фотокамеры и др.).

Ярослав Кузьмицкий

Как справедливо подметила Елена Свечникова, очень многое в организации бизнеса зависит от личностного фактора, от выбранной модели бизнеса, от подхода к заказчику. Поэтому здесь нельзя давать оценки только с точки зрения оборота. Что ж, не будем, оставим пользователям самим решать, какой поставщик им больше по душе.

Своевременность поставок, серый рынок и другие проблемы дистрибуции

Поскольку за круглым столом собрались вендоры и реселлеры, разговор на тему организации поставок был совершенно неизбежен. Думаю, узнать, о чем же именно шла речь, будет интересно и полезно не только для тех, кто занимается поставками, но и конечным пользователям, которых больше волнует доступность устройств и качество сервиса.

Первый болезненный вопрос: почему задерживаются официальные поставки в Россию объявленных новинок? “Часто бывает так: новая модель объявлена на Западе, а мы вынуждены выдерживать целый шквал звонков, поскольку у нас ее нет и неясно, когда появится. Пример: Palm Vx - спрос на них большой, а 3Com вообще не хочет их поставлять в Россию”, - “бросил камень” Александр Фузеев.

Почему новые модели КПК привозят из Америки? “Все новинки КПК приходят в Россию по "альтернативным" каналам”. Но даже если бы они становились доступными на американском и российском рынках одновременно, условия американской биржевой системы таковы, что их все равно привозили бы из США из-за более низкой цены”, - пояснила Елена Свечникова.

Алексей Максимов

“Когда выходит новая модель, в первую очередь ее начинают поставлять в США, затем в Европу и лишь потом в Россию и другие страны. Причем для Америки - специальные цены, для Европы и России - другие, более высокие, - рассказал Алексей Безлепкин. - Ну, тут вендоров можно понять, американский рынок очень важен в плане бизнеса. Поэтому неудивительно, что сначала карманные компьютеры попадают в Россию серым путем. И лишь через 2 - 3 месяца дистрибьюторы начинают здесь широко продавать новинку”.

Сильно различаются и финансовые механизмы. “Условия работы дистрибьюторов в России и на Западе совершенно разные. Мы работаем за свой профит, а они - за годовой рибейт. Им более важна не собственная прибыль, а оборот по продуктам вендоров. Поэтому и приходится вендорам бороться со своим "хвостом" - серыми поставками”, - пояснил Ярослав Кузьмицкий.

А вот Александр Фузеев считает, что проблема серого рынка во многом надумана, поскольку по серым каналам поставляются “нормальные” компьютеры, а вовсе не какие-то подделки. По его мнению, все зависит от предоставляемого продавцом сервиса и политики конкретного вендора.

Тему развивает Елена Свечникова: “Меня не очень волнует наличие серых поставок, поскольку они все равно работают на узнаваемость торговой марки. Было бы гораздо хуже, если бы модели НР вообще не проникали в Россию. Проблема возникает тогда, когда не обеспечивается гарантийная поддержка, объявленная компанией как глобальная. Покупатель приходит и говорит: "Как же так? Ведь это мобильная вещь. Я ее купил в Америке и привез сюда, чтобы работать, а вы не хотите мне ее чинить". Если в документах на КПК есть слова о мировой гарантии, мы обязаны выполнять наши обязательства. А вообще наличие в стране серого рынка говорит о плохой ценовой политике вендора в этой стране”.

Александр Фузеев

Так что, видимо, не надо бояться серого рынка КПК, его существование вызвано рядом не зависящих от отечественных продавцов причин. Главное, чтобы поставщики могли гарантировать надлежащий сервис. Правда, серому рынку грозят не лучшие времена. “В свете последних требований по маркировке и сертификации компьютерных продуктов в розничной продаже следует ожидать усложнения серого ввоза, и дело даже не в штрафах - не такие уж они большие, - а во времени, которое надо потратить на удовлетворение всем новым требованиям. А время - это инвестиции, оно очень дорого стоит”, - отметила Елена Свечникова.

А вот наболевшее со слов Дмитрия Хавжу: “Если в мире постоянно происходит активное взаимодействие между ведущими производителями, то никакого намека на их взаимодействие в России мы не видим, даже конкуренции. Российские представительства вендоров вообще мало влияют на ситуацию на рынке, до них даже информация, как техническая, так и маркетинговая, доходит позже, чем до дистрибьюторов. Задавать менеджерам московских офисов вендоров вопросы о перспективах развития платформы, о сроках появления новых моделей, о реакции на те или иные события бесполезно. Причем это относится ко всем вендорам, видимо, такова корпоративная политика - не бежать впереди паровоза. Но, к сожалению, дистрибьюторам работать в такой ситуации сложно. Если мы даем прогнозы вендорам о том, как мы планируем развиваться, то они никогда такого рода информации нам не предоставляют”.

Да, господа вендоры! Уровень самосознания российских дистрибьюторов быстро растет, и недооценивать этот фактор в партнерских отношениях не стоит.

Новые модели

На рынке КПК наступает переломный момент, когда онлайновые сервисы для пользователей маленьких устройств станут не менее важны, чем сами устройства. Но об этом мы поговорим чуть позже, а пока речь пойдет о последних моделях. Дмитрий Хавжу и Александр Фузеев дружно восхищены новинкой фирмы Casio - мультимедийной моделью E-105, которая пользуется наибольшей популярностью среди WinCE-устройств, поскольку представляет собой не только информационный, но и развлекательный центр. На очереди еще одна модель Casio - Е-115, она будет отличаться от Е-105 новой версией ОС. Как рассказал Александр, это устройство будет оснащено столь долго ожидаемыми пользователями бесклавиатурных КПК аналогами Word и Excel; хотя без функции поворота экрана, реализованной только в Newton, применение этих инструментов окажется весьма ограниченным.

Дмитрий Хавжу

Очевидно, выход новой версии Windows CE прибавит популярности бесклавиатурным КПК на ее основе. Сейчас клавиатурное направление этой ОС, по мнению Александра Фузеева, переживает явно не лучшие времена, на рынке фактически осталась только HP Jornada.

Большой интерес вызвало и недавнее появление клона Palm - модели Visor фирмы Handspring, оснащенной слотом расширения. Александр видит недостаток этой системы в том, что слот расширения - специализированный, несовместимый с существующими картами: “В этом плане более интересным может оказаться клон Palm, выпускаемый TRG и оснащенный разъемом CompactFlash”. Дмитрий Хавжу нашел еще один недостаток Visor - неперезаписываемую память.

По словам Ярослава Кузьмицкого, существует цветной вариант Palm, выход которого ожидается в ближайшем квартале. Palm Computing обещает, что цветной экран не испортит такую важную характеристику, как большая длительность работы от батарей. Цвет выведет функциональность на новый уровень, что особенно важно для выделения информации на маленьком экране КПК.

Алексей Безлепкин отметил, что Psion осенью прошлого года выпустила три принципиально новые машины: Revo (она сразу стала очень популярной), Series 7 и NetBook (две последние оснащены цветными экранами). В будущем он ожидает новинки не только от Psion, но и от ее партнеров - Ericsson, Motorola и Nokia, объединенных в известный концерн Symbian. “Компания Ericsson уже выпустила первый карманный компьютер MC-218 на базе OC EPOC 32. Кстати, на Всемирном конгрессе по GSM-технологиям в феврале нынешнего года эта компания продемонстрировала работу MC-218, поддерживающего WAP (Wireless Application Protocol), через новую высокоскоростную сеть GPRS. В январе Psion объявила о создании специального подразделения, в которое вошли специалисты Psion и компании Motorola. Это подразделение займется разработкой спектра устройств беспроводного доступа в Интернет, основанных на технологии Symbian. Такие устройства - смартфоны - объединят в себе современные технологии передачи голоса и данных. Также достаточно интересным видится создание компанией Psion нового дивизиона - Psion InfoMedia, который сконцентрируется на объединении цифровых технологий передачи видео, звука и данных”, - рассказал Алексей.

Среди других альянсов Александр Фузеев выделяет союз Siemens с Casio, создающий новое устройство на базе Е-105 и сотового телефона. “Но это только первый шаг, вскоре мы узнаем о многих других союзах производителей КПК и других типов информационных устройств. Судя по заявлениям руководителей компаний, самые серьезные намерения - у Compaq и НР. Очень высока активность на этом рынке у Sony, развивающей направление развлекательных и бытовых устройств. Большинство новых моделей мы увидим на осенних выставках, в преддверии высокой рождественской активности покупателей”, - считает он.

Свои вопросы и комментарии по темам, затронутым на круглом столе, вы можете присылать по адресу: maksimov@pcweek.ru.

(Окончание следует)

Версия для печати