ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Цифровые фотокамеры одного класса разрешения могут различаться как небо и земля, но все они найдут своего потребителя

Недавно я прихватил тестовый образец новейшего 2-мегапиксельного цифрового аппарата в гости к старым друзьям, полагая, что это новомодное устройство сможет внести элемент новизны в традиционную встречу. И был вознагражден живым интересом, который вызвала весьма дорогостоящая новинка. Очень кстати у друзей оказался дома струйный фотопринтер Epson последней модели, а сами они уже что-то слышали о цифровом фото, но никогда непосредственно дел с этой технологией не имели. Мы не пожалели времени, чтобы попрактиковаться по полной программе, изготовив целую серию отпечатков, почти не отличающихся по качеству от обычных фоток размером 10х15 см. Почти - потому что для достижения фотореалистического качества на бумаге даже при наличии камеры экстракласса все-таки требуется изрядное время на цветокалибровку монитора и настройку режима печати струйного принтера. Зато с прорисовкой деталей изображения никаких проблем не возникло, что позволяет говорить о камерах разрешением всего в два с небольшим миллиона пикселов как о реальной альтернативе пленочным аппаратам.

Сегодня у отечественного пользователя, желающего организовать собственную “фотолабораторию”, весьма широкий выбор струйных, лазерных или сублимационных фотопринтеров. Конечно, печатать фотографии дома захочет не каждый, но не за горами времена, когда в большинстве пунктов фотопечати карточки флэш-памяти будут принимать в “проявку”, как тривиальные негативы, - в этом уверен заместитель генерального директора известной фотосети “Сивма” (www.sivma.ru) Вячеслав Хрячков, рассказавший мне о том, что вскоре такую услугу начнет оказывать большая централизованная лаборатория компании. По словам Сергея Гречанникова, руководителя управления цифровых фотоуслуг компании Kodak (www.kodak.com), стремящейся к повсеместному охвату массового пользователя качественными фотосервисами по доступным ценам, цифровая фотопечать - одно из приоритетных направлений деятельности компании в нашей стране.

Увидев, как загорелись при демонстрации возможностей цифрового фото глаза моих старых друзей, я стал с гораздо большим доверием относиться к прогнозу аналитиков InfoTrends Research Group (www.infotrends-rgi.com), утверждающих, что к концу 2001 г. примерно половина американских семей (против нынешних 25%) будет располагать цифровыми камерами. Конечно, Россия - не Америка, но и у нас популярность этой технологии, несмотря на неразвитость инфраструктуры сопутствующих сервисов, растет весьма высокими темпами. По данным дистрибьюторской компании “Алион” (www.alion.ru), опросившей примерно 280 отечественных продавцов цифровых камер, за 2000 г. этот рынок вырос на 70% и достиг 1,7-2,3 млн. долл. в месяц. Василий Черкасов, руководитель отдела цифровых камер и устройств памяти этой компании, объясняет столь большой разброс вычисленных показателей высокой “подвижностью” рынка, живо реагирующего на появление новых моделей. Безусловно, это признак метастабильного состояния, сопровождающего быстрый первоначальный рост национальной индустрии цифрового фото.

“Цифровой снимок” рынка, полученный “Алионом”, говорит о довольно равномерном распределении продаж по разным ценовым категориям камер. Так, на долю устройств четырех категорий - $200-$400, $400-$650, $650-$900 и свыше $900 - приходится 20, 29, 29 и 17% рынка соответственно. Заметно отстает только сегмент самых дешевых камер стоимостью до $200, но найти такие устройства на полках магазинов, прямо скажем, проблематично. Конечно, сегментировать рынок можно по любым иным показателям, например функциональным или конструктивным. Безусловно, такое исследование ждет своего часа, хотя задача эта уже из области многофакторного анализа, поскольку, как будет показано ниже, камеры примерно одного уровня разрешения могут различаться кардинально - по функциональным возможностям, целевым группам потребителей и стоимостным характеристикам. Это вовсе не означает, что какая-то камера принципиально лучше других, - скорее каждая из новинок хороша в своем классе.

Canon PowerShot Pro 90IS - почти профессиональный аппарат с 10-кратным оптическим зумом

При первом знакомстве камера производит впечатление “солидного” аппарата, который явно рассчитан на пользователя, требовательного как к фотографическим возможностям, так и к имиджевой составляющей устройства. Сразу становится ясно, что аппарат, если его “внешность” не окажется обманчивой, будет под стать и профессиональному фотографу, и сильно заботящемуся о своем престиже деловому человеку (ориентировочная цена камеры - $1500).

Canon PowerShot Pro 90IS - солидный аппарат для профессионалов и любителей

Надо признать, что 90-я в полной мере соответствует современным представлениям о камерах класса High End благодаря своим весьма развитым возможностям - 10-кратному оптическому зуму, электронному видоискателю, поворачивающемуся практически в любых направлениях яркому дисплею, поддержке карт памяти высокой емкости и общему высокому качеству снимков.

Аппарат оснащен большим фирменным встроенным объективом с диапазоном фокусных расстояний от 7 до 70 мм (эквивалентно 37-370 мм для 35-миллиметровой пленочной камеры). Дополнительный цифровой зум позволяет довести суммарное увеличение до 20 или 40 раз, но за счет очевидной соответствующей потери качества изображения. Объектив состоит из 13 стеклянных элементов, объединенных в 10 групп, и обладает весьма высоким показателем светосилы - максимальное значение диафрагмы составляет F2.8 в режиме широкоугольной съемки и F3.5 при телесъемке. Очевидно, получение четких изображений при телесъемке с рук невозможно без специальной системы стабилизации, поэтому объектив снабжен отключаемым стабилизатором сдвигового типа, действительно позволяющим снимать без штатива. Благодаря стандартной внешней резьбе (58 мм) с этим объективом можно использовать любые стандартные фотофильтры и насадки.

Специального режима макросъемки аппарат, к сожалению, не поддерживает, фокусируя близкие объекты с минимальных расстояний 10 см при широкоугольной и 1 м при телесъемке. Для съемки с меньших расстояний придется дополнительно приобретать насадку типа 500D, позволяющую фотографировать объект телесъемки размером 3х3,8 см с расстояния до 34 см.

Несмотря на то что PowerShot Pro 90IS оснащена 1/1,8-дюймовой матрицей CCD (ПЗС), позволяющей захватывать 3,34 млн. элементов изображения, камера скорее относится к классу 2-мегапиксельных - реально в ней задействовано лишь 2,6 млн. пикселов. Вероятно, неполное использование возможностей дорогостоящей матрицы связано со свойствами объектива, в котором разработчики предпочли длинный зум высокому оптическому разрешению.

Камера позволяет делать фотоснимки размером 1856х1392, 1024х768 и 640х480 точек, а также снимать озвученные AVI-видеоролики продолжительностью 30 с со скоростью 15 кадр/с и разрешением 320х240. Пользователь имеет возможность выбрать формат для статических изображений - JPEG трех уровней сжатия или несжатый RAW (фирменная реализация Canon). Надо отметить, что визуально JPEG-картинки низкой степени сжатия (Super Fine) мало отличаются по качеству от несжатых изображений.

К числу достоинств камеры нужно отнести поддержку широкого круга карт памяти стандарта CompactFlash Type I/II (в комплект поставки входит 16 Мб карта CompactFlash Type I), включая микровинчестер IBM Microdrive емкостью до 1 Гб. В случае применения накопителя столь высокой емкости фотограф может смело снимать в несжатом формате RAW в течение целого дня, а то и дольше. Проблем с преобразованием этого формата в более привычные для компьютерной обработки фотографий не возникает благодаря входящему в комплект камеры CD-ROM с фирменным драйвером Canon и другим полезным ПО (в том числе Adobe Photoshop 5). Для связи с компьютерами PowerShot Pro 90IS оснащена быстрым интерфейсом USB.

Камера поддерживает, наверное, все известные способы автоматического, полуавтоматического и ручного выбора режимов баланса белого и экспозиции, способов ее замера и компенсации (их простое перечисление вывело бы нас за рамки данной статьи). Управление этими параметрами осуществляется с помощью удобно расположенного механического диска на левой боковой поверхности аппарата, размещенного на одной оси с переключателем режимов съемки, просмотра и USB-синхронизации, а также включения питания. Надо отметить, что разработчики постарались предоставить левой руке фотографа как можно больше возможностей для управления камерой. Она служит не только для поддержки массивного объектива (вес камеры без батарей и карты памяти - 680 г), но также для выбора режимов экспозиции, изменения фокусного расстояния путем вращения специального кольца на объективе, переключения режимов вспышки, включения ручной фокусировки и отключения стабилизатора.

Выдвигать встроенную вспышку вручную не требуется - она выпрыгивает автоматически, если того требует освещенность объекта. Очень удобно, что на верхней поверхности камеры есть стандартный разъем для подключения внешней вспышки. Режим полной TTL-синхронизации поддерживается моделями Canon Speedlite 220EX, 380EX, 420EX и 550EX. Со многими другими вспышками камера также будет работать, но только в режиме их максимальной мощности.

Получению высококачественных снимков способствуют встроенный алгоритм шумопонижения и поддержка ручной установки эквивалентной чувствительности ISO 50.

Встроенное программное меню отличается аскетизмом, работа с ним не занимает много времени, и требуется оно нечасто - многим это покажется недостаточным, но все-таки главная функция камеры - делать качественные снимки, максимально быстро выбирая экспозицию и фокусируя объект съемки. Поэтому вынесение элементов управления на внешнюю поверхность камеры в виде диска и кнопок, на мой взгляд, лучше отвечает этим целям.

Наведение на объект осуществляется с помощью одного из двух цветных ЖК-дисплеев. Первый, 0,44-дюймовый, встроен в глазок и выполняет функции традиционного TTL-видоискателя зеркальной камеры. Благодаря стопроцентному отображению области съемки и возможности вывода параметров экспозиции и настроек камеры это устройство служит удачной альтернативой зеркальному видоискателю, уступая ему лишь в плавности отслеживания движущегося изображения и заметной, несмотря на разрешение в 180 тыс. пикселов, дискретности картинки. Основной 1,8-дюймовый (521х218 пикселов) дисплей камеры заслуживает отдельного разговора. Он крепится на ребре между задней и левой боковой поверхностями камеры и может поворачиваться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, обеспечивая наведение в любых, даже самых неудобных условиях съемки.

PowerShot Pro 90IS позволяет просматривать сделанные снимки не только на встроенных экранах, но и на обычном бытовом телевизоре стандарта PAL. При этом изображение можно увеличивать пятикратно для более тщательного контроля деталей.

Питается камера от фирменного литиево-ионного аккумулятора Canon BP-511 (зарядное устройство входит в комплект), заряда которого хватает на пару сотен снимков (все зависит от того, как часто пользователь включает 1,8-дюймовый дисплей, как долго выбирает кадр и просматривает снимки). Стандартные типы батарей камера не поддерживает, так что не исключено, что аккумулятор разрядится в самый неудачный момент. Поэтому серьезному фотографу стоит обзавестись вторым аккумулятором.

Для студийной съемки может оказаться весьма полезным инфракрасный пульт дистанционного управления. Очень приятное впечатление оставляет также комплект поставки PowerShot Pro 90IS, содержащий кожаный чехол и сумку, в которую помещается камера со всеми своими принадлежностями.

Аппарат для тестирования предоставлен компанией “Сивма”.

Olympus Camedia C-2040Zoom - универсальный компакт среднего класса

Конечно, сегодня уже трудно удивить кого-то двухмегапиксельной камерой, однако компании Olympus удалось вывести на рынок подобный аппарат с изюминкой - классным фирменным объективом с исключительно высокой для 3-кратного зума (f7,1-21,3 мм, эквивалентный фокус для 35-миллиметровой камеры - f40-120 мм) светосилой. Максимальная диафрагма для режима широкоугольной съемки составляет F1.8, а для телесъемки - F2.6. Очевидно, столь светосильный объектив позволяет заметно повысить качество снимков в условиях плохой освещенности. Кроме того, он увеличивает расстояние эффективного действия встроенной вспышки до 3,8-5,6 м (при значении эквивалентной чувствительности ISO 100). Фактически лишь за счет увеличения светосилы объектива аппарат становится гораздо более качественным, чем его предшественники по 2000-й серии.

Olympus Camedia C-2040Zoom - сбалансированная многоцелевая камера

C-2040Zoom (ориентировочная цена $700) снабжен 2,11-мегапиксельной CCD-матрицей размером 1/2 дюйма. Для захвата изображений задействовано 2,02 млн. элементов. Камера позволяет делать снимки в несжатом формате TIFF c разрешением 1600х1200 точек (объем файла 5,8 Мб), 1024х768 (2,4 Мб) и 640х480 (920 Кб) или в формате JPEG двух уровней сжатия (для всех трех режимов разрешения). В комплект поставки входит 8 Мб карта памяти стандарта SmartMedia (карты других типов аппарат не поддерживает), емкость которой существенно лимитирует автономную работу фотографа. Для съемки в режиме максимального разрешения одной такой картой не обойтись (на нее поместится лишь один файл TIFF или не менее 7 файлов JPEG), поэтому придется докупать дополнительные носители - камера позволяет использовать карты SmartMedia емкостью до 64 Мб.

В стандартном режиме работы камера позволяет снимать объекты, удаленные на расстояние от 80 см до бесконечности. При включении специального режима макросъемки минимальное фокусируемое расстояние снижается до 20 см. В этом случае необходимо использовать для наведения встроенный на задней панели 1,8-дюймовый ЖК-экран (разрешение 114 тыс. пикселов), поскольку оптический видоискатель для макросъемки непригоден. Этот же экран используется для просмотра полученных снимков с увеличением до 3 раз.

Экспозиция у C-2040Zoom вычисляется с высокой точностью. Камера позволяет выбирать режим точечной или многозоновой цифровой ESP-метрии. Фотограф имеет возможность воспользоваться автофокусом, основанным на выделении контрастных зон, либо навести резкость вручную. Чувствительность цифровой “пленки” устанавливается автоматически в диапазоне ISO 100-200, либо вручную для фиксированных значений ISO 100, 200 или 400. Камера позволяет снимать в полностью автоматическом, полуавтоматических (с приоритетом выдержки или диафрагмы) или ручном (с выдержкой до 16 с) режимах выбора экспозиции. Очень удобна возможность делать серии из трех или пяти кадров подряд с изменяющимися значениями компенсации экспозиции (автобрэкетинг), чтобы потом выбрать наилучший снимок. Плюс ко всему этому в C-2040Zoom встроена функция видеозаписи небольших роликов QuickTime Motion JPEG (66 с в формате 160х120 или 15 с в формате 320х240 со скоростью 15 кадр/с). Микрофона у камеры нет, и запись звука в ней не предусмотрена.

Дизайн C-2040Zoom хорошо продуман, камера достаточно легка (307 г без батарей и карты памяти), и снимать ею удобно. Все элементы управления вынесены на верхнюю и заднюю поверхности и доступны для большого или указательного пальцев правой руки.

С камерой можно использовать обычные алкалиновые батареи или пальчиковые аккумуляторы АА, но наибольшую продолжительность автономной работы обеспечивают две литиевые батареи CR-V3.

Для связи с компьютером в комплект поставки входит USB-кабель: снимки можно напрямую просматривать и на обычном PAL-телевизоре.

В целом C-2040Zoom производит впечатление прекрасно сбалансированной и тщательно проработанной многоцелевой камеры, которой легко управлять и которую удобно применять в различных бизнес- и развлекательных приложениях. Качество снимков - вполне достаточное для изготовления на хороших фотопринтерах отпечатков размером до 20х30 см.

Камера для тестирования предоставлена компанией “Электон” (www.electon.ru).

Minolta Dima^ge 2330 Zoom - максимальная простота плюс все базовые функции

На фоне многих камер с изюминкой Dima^ge 2330 может показаться несколько “простоватой”. Но если задуматься, а так ли уж часто приходится пользоваться “продвинутыми” функциями цифровых аппаратов, то выяснится, что в большинстве случаев нужна как раз камера без излишеств, с реально необходимыми оптическими возможностями объектива и уровнем разрешения, зато максимально простая в обращении. Новинка фирмы Minolta относится именно к такой категории камер. Она отличается сравнительно невысокой для 2-мегапиксельного устройства с 3-кратным оптическим и 2,5-кратным цифровым зумом ценой (около $550), легка и компактна и рассчитана на самого массового пользователя.

Minolta Dima^ge 2330 Zoom предназ-

начена для массового пользователя

Dima^ge 2330 оснащена практически всем необходимым для широкого круга приложений. Фирменный стеклянный объектив устройства поддерживает диапазон фокусных расстояний 8-24 мм (эквивалентно 38-114 мм для 35-миллиметровой камеры) при максимальной светосиле F3.4-3.6. Для захвата изображений применяется 2,31-мегапиксельная CCD-матрица размером 1/1,75 дюйма (эффективно используется 2,19 млн. элементов). Она позволяет делать снимки размером 1792х1200 или 896х600 пикселов, записывая их в формате JPEG трех степеней сжатия на карту памяти CompactFlash Type I. Входящая в комплект поставки 8 Мб карта вмещает как минимум 8 кадров наилучшего качества. А если использовать режим максимальной экономии, то на нее можно записать более 118 снимков. Конечно, для продолжительной автономной съемки емкости такой карты будет явно недостаточно, поэтому лучше сразу приобрести карту побольше - скажем, на 64 Мб. К сожалению, Dima^ge 2330 не позволяет использовать носители стандарта CompactFlash Type II, что делает невозможным применение IBM Microdrive.

Экспозиция вычисляется исключительно в автоматическом режиме, что вряд ли устроит профессиональных фотографов, зато подойдет любителям, не желающим знать, что такое выдержка, диафрагма и прочие фотопремудрости. Чувствительность CCD-матрицы фиксированная и соответствует ISO 100, выдержка варьируется в диапазоне от 1/500 до 2 с. Несмотря на максимальную простоту устройства в нем все-таки предусмотрена возможность ручной компенсации экспозиции. Возможно, эта функция поможет избежать “недодержанных” или “передержанных” снимков, порой получающихся на 2330-й.

Камера умеет вычислять баланс белого самостоятельно, однако пользователь может сам выбрать предустановленные значения для съемки в условиях дневного света, под лампами накаливания или при люминесцентном освещении. Возможность ручного управления также будет полезна для обеспечения более точной цветопередачи.

Базовый режим фокусировки в Dima^ge 2330 - автоматический, он работает на расстояниях не менее 60 см от объекта. Камера позволяет перейти в режимы ручного наведения и макросъемки (с расстояния 30-60 см). Снимать можно не только покадрово (примерно с 3-секундными паузами для записи изображений на карту), но и в режиме быстрой съемки (до четырех кадров с последующей их записью).

Для наведения аппарат оснащен оптическим видоискателем (без диоптрийной коррекции) и 1,8-дюймовым ЖК-экраном, встроенным на задней поверхности корпуса. На том же экране можно просмотреть отснятый материал (есть функции увеличения и слайд-шоу).

Dima^ge 2330 оснащена стандартными портом USB и ТВ-выходом PAL/NTSC. Вместе с камерой пользователь получает все необходимые драйверы для PC и Mac, а также ПО Adobe Photodeluxe.

Питается камера от четырех батареек АА (лучше, конечно, обзавестись комплектом никель-металлгидридных аккумуляторов с зарядным устройством). Дизайн аппарата незамысловат, но вполне эргономичен. Доступ к элементам управления прост, их применение интуитивно понятно. Встроенные программные меню также отличаются максимальной простотой. Minolta позаботилась о пользователе и включила в комплект поставки чехол, позволяющий уберечь устройство от пыли и грязи.

В целом, камера ровно сбалансирована в расчете на массового, не слишком притязательного пользователя и благодаря относительно невысокой стоимости может рассчитывать на хороший спрос.

Аппарат предоставлен для тестирования московским представительством Minolta (www.minolta.ru).

Версия для печати