НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Безопасность:

Блог

О сезонном характере киберзлодейства. И об общих схемах телефонно-мобильного и онлайнового мошенничества

Владимир Митин
18.01.2012 15:20:14

На прошлой неделе ОАО “ВымпелКом” (владелец торговой марки “Билайн”) подвело итоги программы по противодействию мобильному мошенничеству, реализованной во втором полугодии 2011 г.

Среди этих итогов особенно впечатляют масштабы мошенничества. Сообщается, что только в ОАО “ВымпелКом” проведенная проверка жалоб абонентов на мошеннические действия со стороны третьих лиц привела к блокировке 4300 федеральных номеров (в среднем, 180 номеров в неделю). При этом возвраты абонентам по установленным фактам мошенничества составили порядка 2 млн. руб.


Рекомендации потенциальным жертвам телефонных мошенников выглядят примерно так же, как и рекомендации потенциальным жертвам кибермошенников. Владелец торговой марки “Билайн” напоминает, что необходимо с осторожностью относиться к информации, полученной от неизвестных лиц. Разумеется, этих рекомендаций следует придерживаться и абонентам других сетей. Это я к тому, что на смартфон можно поставить любые самые навороченные средства антивирусной защиты, но если у владельца этого смартфона при огромном любопытстве нет элементарного чувства осторожности, то ему эти средства антивирусной защиты не помогут.

Интересно сравнить масштабы телефонного мошенничество с масштабами онлайн-мошенничества. В недавнем отчете “Киберкриминальный мир и Россия. Обзор вирусной активности в 2011 году”, подготовленном специалистами ООО “Доктор Веб”, среди прочего говорится следующее: “Количество случаев мошеннических действий в отношении пользователей Интернета не уменьшается. Злоумышленники пускают в ход любые доступные методы, чтобы заставить пользователя отправить платное СМС-сообщение или подписать его на какие-либо услуги с ежемесячной абонентской платой. Фантазия сетевых мошенников поистине неисчерпаема: в ход идут и липовые розыгрыши призов, и поддельные файлообменные сети, жулики предлагают доверчивым пользователям доступ к телефонным и генеалогическим базам, поиск двойников и родственников, гадания по линиям ладони, звездам и картами Таро, составление индивидуальных гороскопов и диет…”.

Ниже приведен график, показывающий динамику выявления количества мошеннических сайтов, использующих методы социальной инженерии.



При взгляде на данный график сразу же возникают вопросы: “С чего это вдруг пик выявленных мошеннических сайтов пришелся на сентябрь-октябрь? Киберзлодеи поистратились в отпуск и решили пополнить свои кошельки?”.

Вот как отвечает на эти вопросы руководитель пресс-службы ООО "Доктор Веб" Кирилл Леонов: “Весна-осень -- пики активизации любого мошенничества. В частности, сетевого. К тому же разница между интернетом и реальной жизнью почти стерлась. Поэтому мошенничества совершаются по примерно одинаковым схемам. Но люди все равно ловятся: ( В чем причина? Да в том, что регенерация Интернет-аудитории очень велика. Постоянно ощущается прирост новых пользователей, не обремененных знанием хотя бы основных правил антивирусной гигиены”.

Одним словом, идет классическое развитие по спирали: все возвращается на круги своя, только на более высоком уровне. Обычные мошенники превратились в кибер- и телефонных мошенников. И, подобно О. Бендеру, просто играют на человеческих слабостях (правда, уже с использованием информационных технологий)...

Можно добавить ещё одну аналогию: в банды с четким разделением труда сколачиваются не только обычные (“офлайновые”) преступники, но и киберзлодеи. Однако это тема отдельного разговора.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии