Речь зашла о низкой квалификации ИТ на стороне заказчиков – мол, "осваивают" они проектные денежки, охотно принимая откаты, а ближе к окончанию проектов, как перелетные птицы, упархивают в более теплые края, на новые стартующие проекты и пилоты, сохраняя при этом и лицо, и "освоенные" денежки.
А кто же виноват в том, что проваливающие по нескольку раз ИТ-проекты ИТ-персоналии и даже ИТ-команды кочуют из компании в компанию и находят-таки себе новые места работы? Кто более некомпетентен? Сами айтишники-шабашники? А может, работодатели по всей цепочке – от кадровой службы до хозяина бизнеса - не особенно утруждающие себя проверкой рабочих биографий принимаемых на вакансии "специалистов"?
Поэтому как симметричную ситуацию определить нельзя.
А на стороне государства кто виноват за сорванный проект? Вы видели чтоб хоть кого-то сняли или посадили? Я нет. А когда можно одно и тоже по десять раз делать с нулевым выхлопом для организации, получая откаты, и сидя на свое кресле, а почему ему собственно этим не заниматься?
Вот и получается что вместо контроля у нас верование, а за "наивность" у нас не наказывают.