НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Безопасность:

Блог

Мошенничество с паспортными данными - как спастись?

Алексей Максимов
28.01.2013 11:24:39

Получил на днях смс от МТС, что у меня имеется задолженность по одному из якобы моих номеров у этого сотового оператора – рублей на 300. Но как ни старался, я так и не смог вспомнить, что указанный номер я когда-то в МТС получал. Пошел в салон МТС и попытался узнать, что делать, если на тебя оформлен номер (а он действительно у оператора записан на меня), который ты не покупал. Сказали, что есть процедура "признания своих номеров". Сначала надо запросить (в письменном виде) информацию о своих номерах (эта инфо должна придти на email или по смс в течение суток), а затем в письменном виде заполнить некое заявление о признании только тех номеров, которые действительно твои (обрабатывается оператором в течение 45 суток). Естественно, я запросил инфо о всех своих номерах, которую, увы, в течение 3 суток пока так и не дождался.
Возможно, я все-таки пройду всю эту процедуру и избавлюсь от невесть кем оформленного на меня (по моим паспортным данным!) номера в МТС.
Пугает ситуация в целом – ведь такие же номера могут быть оформлены на меня в любом другом операторе связи со всеми вытекающими долговыми моментами! Да и вообще мои паспортные данные могут быть использованы любым другим мошенническим способом!
Возникает вопрос – а откуда у мошенников мои паспортные данные. Очевидно, они легко доступны. Допустим, в банках и прочих серьезных организациях они хорошо защищены, но как быть с продавцами обычных магазинов, где при возврате товара, например, делают скан твоего паспорта? Где гарантии безопасности? И как потом доказать, что ты "не слон"?
Специалисты в области ИБ, что скажете?

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

28.01.2013 11:58:27

Удивляться тут нечему.
Реально персональные данные клиентов (в частности, паспортные) повсеместно защищаются из рук вон халатно.
Если есть уверенность в краже паспортных данных, рекомендую идти по пути жалобщика в Роскомнадзор.

28.01.2013 13:39:52

Сегодня оставил в салоне МТС заявление о непричастности к неправомерно оформленному номеру. Посмотрим, если ситуация не разрешится нормальным образом, придется обращаться в Роскомнадзор

28.01.2013 13:28:02

Если спасение утопающих будет делом только самих утопающих, ситуацию в целом не исправить.

Мне кажется, нужно менять политику самим операторам. Возможно, следует принуждать их к этому специальными нормативными мерами. Ведь при наличии таких дыр нужно, скорее, удивляться, что уведено всего 300 р, а не несколько тысяч. Я думаю, увели бы и больше, но у оператора есть стандартный лимит кредита по умолчанию именно на эту сумму. Дальше клиент не платит, и его номер замораживается. Если моя гипотеза верна, то достаточно запретить оператору устанавливать такие кредиты по умолчанию. Тогда при нулевом балансе жулик не сможет сделать ни одного звонка. Если кто-то хочет подстраховать себя и выбрать кредитную опцию, пусть приходит в офис оператора и показывает там оригинал паспорта, а не ксерокопию.

28.01.2013 13:47:15

В МТС есть услуга "На полном доверии", позволяющая устанавливать через интернет-помощник кредитный лимит (для начала 300 р,, со временем он растет). Посещать офис и предъявлять паспорт при этом естественно не требуется. Поэтому украсть с симки, оформленной на другое лицо, 300 р. - плёвое дело.

28.01.2013 17:19:02

Цитата
И как потом доказать, что ты "не слон"?


У меня была похожая ситуация. Правда, не с телефоном, а с "быстрым кредитом". Пришёл ко мне сотрудник СБ этой конторы, которую я в глаза никогда не видел. Было это примерно так (не дословно, но близки к тексту).
- Я такой-то такой-то, могу я войти?
- Нет.
- Согласно договору вы должны нам выплатить столько-то.
- Могу я видеть оригинал договора с моей личной подписью?
- Нет, но я сейчас покажу наши...
- Ваши внутренние документы меня не интересуют. Будет документ - будет разговор.
- Но по нашим условиям возможно получение кредита...
- Мне неинтересны ваши условия.
Ушёл. Пришёл где-то через недельку.
- Возможно, в вашем городе действует мошенник, который берет кредиты, прикрываясь чужими паспортными данными...
- А я тут при чём?
- Понимаете, у невиновных людей могут возникнуть проблемы...
- Это угроза?
- Нет, но...
- Всего доброго.
Больше не приходил smile:).
Самое главное - всегда помнить, что юридическую значимость имеет только договор на бумаге, подписанный лично. Если этого нет, то реагировать на любые наезды не стоит.

28.01.2013 18:00:55

По большому счету, конечно, что они могут сделать, если ты прав. Но жизнь испортить неким образом могут. Например, заряжают обзвонный автомат, который начинает каждые полчаса звонить на все твои симки. В принципе, это тоже решаемая задача, но такой обзвон может попортить нервы (т.е. здоровье), например, пожилому человеку - родственнику, который пользуется твоей симкой. И это уже становится реальной проблемой.

28.01.2013 18:59:44

Да, это могут. Но тут уже без вариантов - надо менять оператора. Одно дело - попробовать заставить пользователя делать работу компании, другое - уже открытая агрессия.
А хамам уступать нельзя, они имеют свойство садиться на шею неконфликтным уступчивым людям.

31.01.2013 01:35:20

Вот только сама сегодня столкнулась почти с такой же проблемой, Мегафон прислал два письма счастья, якобы я должна 107 руб 21 коп, за какие то услуги. В обоих письмах совершенно одинаковая сумма, а счета разные. Стала звонить разбираться, давненько не пользуюсь услугами Мегафона, а задолженность оказывается еще с 2006 года! Ничего не поняла откуда взялась, и где была до сих пор! Ну пошла заплатила! Просто времени на разборки тратить жалко! Получается с миру по нитке, кому-то яхточка!

31.01.2013 08:14:31

На терпимость к мелким кражам и рассчитывают мошенники. С миллионов по стольнику – хорошие деньги в результате.
А чем угрожал Мегафон в случае непогашения задолженности?
Может, можно было забить на долг? Или ввиду давности событий была возможность, что был какой-то грех за Вами?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии