[spoiler]
Ведь согласно этому документу получается, что Роскомназдор получает право без наличия судебных решений и даже без постановлений прокуратуры проводить весьма серьезные "мероприятия" с ИТ-системами огромного числа организаций, любой компании, у которой есть почтовый сервер или используется тот или иной механизм взаимодействия зарегистрированных пользователей (в том числе сугубо внутрикорпоративной системы)..
Блее того, без наличия судебных поставнолений РКН может получать доступ к персональной информации частных лиц. По этому поводу, в комментриях, приведенных в СМИ, представители РКН успокаивают: "мы не будем читать содержание писем, только мы интересовать только фактами переписки".
Но, извините, "факты переписки", мои адресные книги, с кем и как часто я общаюсь – это тоже частная персональная информация!
Далее. Хотя в названии документа используются слова "осуществление контроля", на самом деле, речь по сути идет совсем не о контроле, а о каких-то, скажем так, довольно странного рода проверках.
Контроль – это то, что делается на регулярной основе. 97-ФЗ требует, что организаторы распространения информации (ОРИ, почему нельзя использовать понятнуютермилогию – операторы коммуникационных сервисов, например?) хранили логи 6 месяцев.
Ну, так и проверяйте (при регистрации или раз в год) – хранят ли они ее или нет! И делать это нужно сразу, а не когда кому-то это пришло в голову. Мост проверяют на надежность до начала эксплуатации, а не тогда, когда по нему решит проехать губернатор…
Так нет же, такие регулярные проверки вообще не предусмотрены.
При этом выглядит совершенно непонятными проверки по инициативе служб ОРД (оперативно-разыскная деятельность). Было бы понятно, есть бы искали информацию по конкретным лицам или по конкретным целям. А тут контролеры будут поднимать даже техническую документацию на ИТ-системы, программы, акты по вводу в эксплуатацию. То есть получается, что "подозреваемыми" являются не пользователи ОРИ, а сами ОРИ…
Разумеется, "подозревать" – это право ОРД-органов, но только оно должно реализовываться через уголовно-процессуальный кодекс, через суд…
Следующий странный момент – РКН получает право проверять ВСЕХ. Не только в России, но и в мире. Любого ОРИ, в любой стране его регистрации и пребывания. Выехать в Новую Зеландию для проверки социальной сети провинциального городка, вряд ли получится, а вот направить туда запрос на предоставление многочисленных документов, имеет право, как и право "забанить" этот ресурс в России, если найдет, что новозеландский ОРИ не выполнил предписание. Например, предоставил документы на английском языке, а не на русском.
Или можно потребовать от Facebook предоставить полную информацию о технических характеристиках этого глобального сервиса и ВСЕХ логов по ВСЕМ пользователям в мире за последние полгода.
Вот и возникает вопрос: для чего принят 97-ФЗ: бороться с террористами (как декларировалось при его принятии) или еще для чего?