НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:

Блог

Обучение пользователей как решение?

С большим интересом прочёл очередную заметку Владимира Безмалого «Обучение пользователей как решение технических проблем». И не сразу вспомнился школьный проект внедрения СПО, когда говорились примерно такие же слова. СПО′шники свято верили в обучение, которое поможет решить все проблемы.[spoiler]

С моих глаз розовые очки спали в начале 2011 года, о чём я и написал в заметке «Диски не работают…». Решив помочь учителям прочесть какие-то важные для них CD, я убедился только в том, что они и не пытались это сделать. Очевидно, что никакое обучение этой проблемы не решит.

В своей заметке Владимир изложил последовательность действий «необученного» пользователя. Рассмотрим каждое из них и попытаемся понять, чему именно можно его научить.

1. Получение электронного письма, содержащего присоединённый документ (Troj/DocDl-BCF) с текстом, похожим на набор символов.

Иными словами, человек по каким-то непонятным причинам решает открыть вложение в письме, которое пришло непонятно от кого и непонятно зачем. Я тоже работаю с электронной 0почтой, причём мне часто приходят пресс-релизы с неизвестных мне адресов, что для журналиста совершенно нормально. Минимум 90% сразу отправляются в корзину, причём не из-за какой-то ИБ, а по значительно более банальной причине — у меня нет времени читать всё.

Я пропускаю что-то интересное? Возможно. Но если я приму решение читать все письма, то буду заниматься этим с утра до ночи и на работу у меня просто не останется времени.

Уверен, что каждый работающий человек скажет примерно то же самое. Мол, на потенциально нужные письма не всегда находится время, а письма с пустым содержанием и незначимым названием вложения удаляются сразу (причём, иногда автоматически).

Никаких знаний для этого не требуется. Элементарный здравый смысл.

2. Включение макросов, как советуется в документе.

«Необученный» пользователь, оказывается, работает с макросами (если он знает, как их включить, то они зачем-то ему нужны). Лично мне это само по себе представляется странным. Лично мне этот совет напоминает предложение «авточайнику» открыть капот и посмотреть на шланг бензонасоса. Да он даже не знает, что это такое и где это искать.

И чему же тут обучать пользователя? Тому, что на работе надо работать, а не тыкать курсором в какие-то непонятные письма? Думаю, он и так это знает.

Что касается обучения, то на мой взгляд, необходимое условие успеха — добровольная или вынужденная заинтересованность обучаемого. А она отсутствует.

Отсюда и главная проблема ИБ′шников, полностью совпадающая с главной проблемой СПО′шников. Нельзя «осчастливить» пользователя против его воли.  
Сергей Голубев
Верно. Но эффективное обучение — это общеотраслевая программа. Которой, увы, у нас нет.

Лет 10 назад я общался с одним большим начальником из Microsoft. Речь, понятно, зашла про Linux vs Windows. И он сказал одну умную вещь. Надо думать не о том, что против, а о том, что за. В обучении заинтересованы все. Тут такая аналогия.

В городе есть три футбольных клуба. Они конкурируют друг с другом. Но в детской футбольной школе заинтересованы все, поэтому создавать её надо сообща. А за талантливых выпускников бороться по отдельности.

Есть ли у нашей отрасли осознание общности интересов хотя бы на таком очевидном уровне? Сильно сомневаюсь.

Да что там вся отрасль. Даже наши СПО-компании умудрились разругаться на первом этапе школьного проекта, поскольку сразу же начали делить шкуру неубитого медведя.  
Donat Lipkovsky
Как я уже говорил, просветительская, в том числе, работа профессионалов в области ИБ -  важна и нужна.
Никто из этих профи никого "осчастливливать" не собирается. Все издержки им понятны. И они так же прекрасно понимают. что не вести эту работу нельзя. Не вести эту работу - значит оставить без поддержки тех, кто не имеет специальных знаний, но стремиться к соблюдению правил, черпая их прежде всего от профессионалов. Собственно именно на таких людей она и расчитана. Ну а остальные... К сожалению или к счастью, это часть естественного отбора в социальной среде, где не работают обычные природные механизмы.
Владимир Безмалый
Спасибо! Приятно когда это понимают