Депутаты Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей приняли новый антимонопольный закон, который вступит в силу 1 августа 2008 г. и, как ожидается, может усложнить и задержать потенциальную сделку между компаниями Microsoft и Yahoo!.
Закон, разработка которого началась еще в 1994 г., позволит местным регулирующим органам КНР контролировать сделки с участием как китайских компаний, так и иностранных инвесторов. Всерьез за его продвижение власти КНР взялись после того, как американские власти запретили китайской компании Huawei Technologies приобрести за 2,2 млрд. долл. долю в корпорации 3Com, заявив, что она имеет большое значение для безопасности страны.
Принятие закона, таким образом, является симметричным шагом, призванным не допустить иностранных инвесторов в китайские компании, которые руководство страны считает стратегически важными. В частности, в эту категорию попали и интернет-предприятия. Напомним, что доля интернет-компаний в ВВП КНР составляет около 7%, а общее число китайских пользователей сети — порядка 225 млн. чел., причем каждый месяц эта цифра увеличивается на 6 млн. В настоящее время КНР занимает первое место в мире по количеству интернет-пользователей, обогнав по этому показателю США, где таких — 217,1 млн. чел.
Аналитики полагают, что принятие нового закона может повлиять на вероятность недружественного поглощения Yahoo! корпорацией Microsoft. В 2005 г. Yahoo! инвестировала около 1 млрд. долл. в китайскую интернет-компанию Alibaba Group, работающую в секторе B2B. Сейчас доля Yahoo! в Alibaba составляет 40%. Эксперты считают, что закон, хотя и не сможет предотвратить покупку, способен надолго затянуть процесс.
Представители Alibaba Group уже заявили, что в случае сделки между Microsoft и Yahoo группа может начать выкуп своих акций, чтобы сохранить независимость от Microsoft. Руководство китайской компании беспокоится, что после покупки Yahoo! корпорация станет активно вмешиваться в ее дела. Кроме того, сделке между Microsoft и Yahoo! может помешать позиция антимонопольных органов США.
В тоже же время компания Yahoo! прогнозирует существенное увеличение прибыли в ближайшие три года. В частности, предполагается, что к 2010 г. прибыль компании увеличится на 25%. Этот положительный прогноз, к слову, противоречит данным, полученным исследовательской компанией eMarketer, которая сократила свой прогноз затрат на онлайн-рекламу в США в 2008 г. По данным eMarketer, американские рекламодатели потратят в Интернете в этом году 25,8 млрд. долл., что на 1,7 млрд. долл. меньше, чем предполагалось ранее. При этом 69% рынка в этой области принадлежат альянсу Google—DoubleClick. Доля Yahoo! — 11,54%.