Компания DocsVision объявила о запуске в рабочую эксплуатацию своего первого онлайнового бизнес-сервиса DocsVision Live по предоставлению клиентам услуг автоматизации управления документами и деловыми процессами через Интернет в режиме хостинга прикладного ПО и c повременной оплатой клиентских лицензий. Данный проект развернут в датацентре хостинг-провайдера Parking.ru при технической и маркетинговой поддержке корпорации Microsoft, что, в частности, видно по тому, что в названии новинки присутствует фирменное слово “Live” (Редмонд использует его для обозначения своих интернет-сервисов).

Разговоры о модели “софт как сервис” (SaaS), или, в майкрософтовской терминологии, “софт плюс сервис” (S+S), ведутся на российском ИТ-рынке уже не первый год, но сейчас наступает момент ее практического применения и проверки жизнеспособности в реальных условиях. Буквально за последние месяцы в России было запущено несколько SaaS-решений для автоматизации предприятий (складские задачи, CRM и др.), но почти все они представляют собой стартаповские проекты, созданные с нуля. В случае же DocsVision Live речь идет о хорошо известном игроке большого сегмента ИТ-рынка, применившем новую модель взаимодействия с заказчиком. Не говоря уже о том, что это чуть ли не первый опыт реализации в нашей стране модели S+S, которую Microsoft активно продвигает в своем партнерском сообществе в последние два года*.

Комментируя новость о запуске онлайнового сервиса, директор по развитию DocsVision Сергей Курьянов пояснил, что в данном проекте используется популярная среди отечественных предприятий система автоматизации документооборота DocsVision 4.0 (реализованная на платформе Microsoft .NET и технологии Web Services) без каких-либо переделок, с применением типового решения по базовому делопроизводству. При этом пользователю недоступны функции, связанные с тонкой настройкой системы, которые при неквалифицированном обращении могут привести к потере данных клиента или другим проблемам. С сервисом он работает через клиентское приложение DocsVision, устанавливаемое на ПК заказчика. Но уже в ближайшем будущем предполагается в качестве основы сервиса развернуть выпущенную нынешней весной редакцию “DocsVision. Документооборот для SharePoint”, и тогда общение с системой будет вестись через стандартные клиентские приложения MS Office и Internet Explorer.

Авторы проекта не скрывают, что главной задачей для них является оценка спроса на подобный сервис российских потребителей, в ходе которой будут решаться вопросы стоимости услуг и выстраиваться схема отношений с партнерами и заказчиками. По расчетам DocsVision, чтобы вывести проект в точку безубыточности, нужно совсем не много пользователей. Кроме того, Сергей Курьянов уверен, что DocsVision Live во всех случаях окупится как инструмент предпродажных демонстраций и полигон для реализации партнерами пилотных проектов.

Из описания условий предоставления сервиса можно сделать вывод, что проект ориентирован (по крайней мере на нынешней его фазе) не на прямые отношения с клиентами, а через партнеров — именно на них возлагаются функции настройки решения под заказчика. В целом ожидается, что лицензия для хостинга будет несколько дороже, чем обычная (в расчете на два года эксплуатации). Кроме того, в тариф будет включаться сервис по системному (Parking.ru) и прикладному (DocsVision) обслуживанию.

Как известно, ключевое преимущество онлайновых бизнес-сервисов — минимизация стартовых затрат на развертывание системы, более гибкие схемы оплаты в зависимости от потребностей в сервисе, экономия на ИТ-инфраструктуре. Важным фактором является также изначальная ориентация на интернет-доступ, что позволяет пользователям работать в любом месте с помощью портативного компьютерного устройства.

Потенциальные проблемы тоже имеются, одна из них — обеспечение безопасности и доступности бизнес-функций. Но по мнению экспертов, это больше относится к области психологии, преодолению стереотипов: простой технический анализ показывает, что надежность услуг солидного сервис-провайдера (в том числе в плане сохранности конфиденциальной информации) чаще всего заметно выше, чем у собственной ИТ-службы, особенно на малых и средних предприятиях. Соответственно успех новой модели предоставления бизнес-услуг будет нарастать по мере преодоления устоявшихся стереотипов.

В дискуссиях о перспективах SaaS-модели часто возникает и другой вопрос: в какой мере прикладные системы, изначально ориентированные на традиционную модель внедрения на площадках заказчиков, хороши для работы в режиме хостинга? Могут ли они конкурировать с решениями, хотя и более функционально простыми, но изначально ориентированными на модель SaaS? Опыт DocsVision может помочь разобраться в этих вопросах.

И еще один момент. Было бы очень полезно, если бы Microsoft как один из идеологов проекта DocsVision Live смогла на его примере показать, чем же ее модель S+S отличается от общеотраслевого понятия SaaS, которое описывает аналогичные сервисы, но реализуемые на других платформах.

*Наверное, не случайно объявление о DocsVision Live было сделано одновременно с проходившей в США всемирной партнерской конференцией Micrоsoft, где в центре внимания стояли как раз вопросы реализации концепции S+S.