Ситуация на рынке труда обостряется. По оценкам Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в начале этого года 5,8 млн. наших соотечественников не имели доходного занятия и активно его искали. Согласно методологии Международной организации труда (International Labour Organization), участниками которой в настоящее время являются 180 государств, эти граждане классифицируются как безработные. По одному из прогнозов Минздравсоцразвития, к концу 2009 г. общее количество безработных в нашей стране может достичь примерно 7 млн. человек. На что могут рассчитывать эти оставшиеся не у дел люди? Как вариант — на пособие по безработице, минимальный размер которого, cогласно постановлению правительства РФ № 915 от 8 декабря 2008 г., установлен в размере 850 руб., а максимальный — в размере 4900 руб. А теперь сравните эти цифры с примерными заработками ИТ-специалистов в докризисное время — и, что называется, почувствуйте разницу.
Говоря о сокращениях чего-либо, некоторые любители приукрасить действительность стараются слово “кризис” не употреблять. Особенно применительно к тем компаниям, на которые они работают. Это чем-то напоминает ситуацию со страусом, зарывающим голову в песок. Якобы для того, чтобы не видеть опасности и избавить себя от негативных эмоций. Но нормальные люди умеют читать между строк. И когда, к примеру, предприятие публично заявляет об “оптимизации численности персонала”, то всем ясно, что речь идёт об увольнениях, масштаб которых трудно скрыть. Другое дело — насколько цивилизованно эти увольнения проводятся. Вот, к примеру, недавно промелькнуло сообщение о том, что Microsoft предполагает сократить до 5 тыс. рабочих мест. Но при этом тут же заявляется, что компания планирует истратить десятки миллионов долларов на выплаты компенсаций тем сотрудникам, которые остались без работы. Вы когда-нибудь слышали о том, какие компенсации собираются выплатить уволенным сотрудникам собственники российских предприятий? Лично я не слышал. Но слышал шутку-высказывание о том, чем характеризуется нынешний этап развития капитализма в нашей стране. А характеризируется он приватизацией прибылей и национализацией убытков. Согласитесь, что определённое рациональное зерно в этой шутке есть.
На одной партнёрской конференции я услышал замечательную фразу: “Работать надо не с теми клиентами, у которых есть ИТ-потребности, а с теми, у которых их нет”. Абсолютно правильная мысль. В условиях кризиса нагрузка на менеджеров по продажам значительно снизилась и у них появилось время на проактивные действия. То есть действия, направленные на расширение клиентской базы. Возможно, эти действия не принесут сиюминутный успех, но создадут хороший задел на будущее, когда кризис минует свою острую стадию и одним из локомотивов ИТ-бизнеса станет отложенный спрос на ИТ-оборудование, ИТ-услуги и современное ПО. Только вот быстро ли найдутся люди и производственные мощности, готовые этот отложенный спрос удовлетворить?
C персоналом вообще надо обращаться очень осторожно. Очевидно, что вполне конкретные люди являются как производителями одних товаров и услуг, так и потребителями других. Таким образом, чем больше безработных — тем ниже платежеспособный спрос и тем явственнее в стране в целом чувствуется кризис перепроизводства (когда в продаже все вроде бы есть, но купить что-либо нужное не на что). А это очень опасная спираль. Типа сваливания в штопор. Только не отдельно взятого самолета, а общества в целом.
Да, многое зависит от оперативных и адекватных ситуации решений властей. Но в трудные времена бизнес также должен особенно четко осознавать свою социальную ответственность и не уповать на то, что государство всем поможет (о возможных размерах этой помощи говорилось выше). Ведь никто не заинтересован в том, чтобы финансово-экономический кризис в нашей стране перерос в социально-политический. Работодателям лучше смириться с временным снижением рентабельности, чем потерять все в результате возможного неуправляемого внутринационального конфликта. Разумеется, эффект могут дать лишь скоординированные действия. Благо, разного рода ИТ-ассоциаций в нашей стране не так мало.