В конце июня председатель Банка России Сергей Игнатьев во время своего выступления в Госдуме заявил, что, по оценкам его ведомства, во время нынешнего глобального экономического кризиса в нашей стране начала расти доля “серого” импорта. Мы не располагаем сведениями о том, как производились эти оценки, но можем предположить, что в России “серый” рынок в определенной степени “расправил крылья” в связи с недавним письмом Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в котором отмечается, что “в отношении оригинальных товаров, ввозимых неофициальными дилерами, ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) применяться не должна” (см. PC Week/RE, № 6/2009).
Заметна ли тенденция увеличения доли “серого” импорта в ИТ-секторе российского рынка? “Кризис повлиял на активность серых поставщиков, но не привел к росту серого рынка, — говорит исполнительный вице-президент компании OCS Роксана Янборисова. — С началом кризиса активность западных поставщиков (в меньшей степени дистрибьюторов, в большей — субдистрибьюторов) резко выросла. ИТ-игроки получают много спама о распродажах и спецценах. Однако, по-видимому, эта активность не увенчалась особым успехом — ни на одном сегменте рынка мы не ощущаем сколько-нибудь серьезного наличия серого рынка. Только на самом начальном этапе кризиса, по очень ограниченному спектру продукции, был небольшой всплеск, который быстро угас”.
C ней солидарен президент группы компаний АСП Руслан Сагидуллин: “На серый рынок в нашей стране больше влияют не макроэкономические показатели, а региональная ценовая политика вендоров. Поэтому кризис не оказал существенного влияния на соотношение серого и белого товара на рынке”
Но не все так просто. “Одно из существенных проявлений кризиса в ИТ-бизнесе — заметное снижение ASP (средней цены продажи) практически в каждой товарной группе, — отмечает директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow Александр Будилов. — Это вызвано сокращением инвестиций в ИТ и снижением покупательской способности в рознице. Конечные пользователи ищут более бюджетные решения и готовы экономить на всем. С другой стороны, нераспроданные складские остатки крупных производителей заставляют их искать способы ликвидации этого “старого” склада. В отличие от 1998 г. сейчас влияние кризиса ощущается во всем мире. Это открывает широкий простор для деятельности различных брокеров и так называемых “серых” поставщиков. В погоне за сиюминутной прибылью, покупатели готовы воспользоваться их услугами, пренебрегая или не уделяя должного внимания сопутствующим рискам. Риски же при этом довольно существенные: от отказа в гарантийном обслуживании на закупленный товар до приобретения специальных версий товаров с ограниченной функциональностью”.
Не секрет, что в отдельных сегментах российского ИТ-рынка проблема “серого” импорта существовала всегда и, надо полагать, будет существовать ещё долго. Что же это за сегменты? “Весь товар, который не требует локализации (процессоры, комплектующие, часть расходных материалов и т. д.) как ввозили по серым схемам, так и возят, отличить в данном случае “белое” от “серого” не представляется возможным, — говорит Руслан Сагидуллин. — В то же время принтеры, сделанные для Камбоджи в нашей стране как не покупали, так и не покупают”.
“Да, проблема “серого” импорта особенно сильно проявляется в тех товарных группах, где локализация продукта минимальна, — согласен Александр Будилов. — Один из таких товаров — комплектующие для сборки ПК. В группах товаров, где процент брака незначителен, доля “серых” поставщиков выросла особенно сильно. Для некоторых товаров она превышает 40%”. Представитель ещё одного дистрибьютора среди “склонных к серости” комплектующих выделяет процессоры, флэш-память, системные платы и видеокарты. При этом он сообщает, что особенно заметно доля “серых” поставок выросла в сегменте комплектующих, имеющих небольшие размеры, но большую стоимость.
“Серый рынок был, есть и будет, — отмечает Роксана Янборисова. — Вопрос в масштабах. И влияет на его размеры и устойчивость не кризис, а политика производителя. Если производитель делает неподготовленные изменения в процедуре поставок, делает глупости в канальной политике или ведет непродуманную ценовую политику, то это намного более “прочная” почва для “серого” рынка, чем кризис. А кризис влияет на другое. Вот, например, рост рынка неоригинальной “расходки” куда как заметнее, чем серый рынок. Или такой феномен, как локальные всплески “китайских подделок” на рынке пассивного оборудования”.