“В ближайшие 5-10 лет провайдеры управляемых сервисов (Managed Service Provider, MSP) станут не нужны”. В такой несколько грубоватой форме высказался Саер Баттс, старший архитектор ПО одного из таких провайдеров, компании Zaphyr Technologies (г. Парсиппени, шт. Нью-Джерси).

Облака вытеснят MSP из бизнеса, сказал Баттс. По мере все большего перемещения клиентами своей инфраструктуры в хостовые среды необходимость в мониторинге активов и управлении ими на площадках клиентов — краеугольном камне бизнеса MSP — будет отпадать, утверждают Баттс и другие MSP. Удаленный мониторинг и управление будут по-прежнему играть определенную роль, но любой, кто этим занимается как своим основным делом, будет вытеснен из бизнеса, считает Хеймен Ланда, генеральный директор компании Optimal Networks, провайдера ИТ-сервисов в штате Северная Вирджиния, в г. Вашингтон и его пригородах.

“В данный момент MSP находятся на нижней ступени лестницы ИТ, они торгуют чисто потребительским товаром, — сказал Ланда. — Если это все, что вы можете предложить, то надо открыть глаза. Вам необходимо оценить свои возможности и определить, чем еще вы располагаете, что может сделать ваш ИТ-сервис более ценным для клиента”.

MSP, надеющиеся избежать превращения ИТ-сервисов в ненужный хлам, могут воспользоваться двумя тенденциями, что уже сделали и Optimal, и Zaphyr: •

гибридные облачные среды, в которых работают некоторые (но не все) клиентские приложения; •

консалтинг применительно к облакам, что не должно представлять трудностей для VAR-реселлеров, давно уже, по словам Ланда, выполняющих роль “доверенного советника”.

Гибридное облако

Немногие компании полностью готовы к использованию облака, и еще меньше хотят его использовать, сказал Баттс.

“Существует неверное представление, будто облако обходится дешевле, чем традиционные ИТ, — продолжал он. — В действительности облако является способом перекладывания рисков. Вместо того, чтобы брать на себя риск, связанный с размещением и обслуживанием инфраструктуры, вы переносите ее из своей организации к сервис-провайдеру. Всякий раз, когда вы перекладываете риски и ответственность на кого-то другого, вы обычно платите за это больше”. Встречаются случаи, когда облачные сервисы могут обходиться дешевле, но их немного. И когда большинство клиентов в этом убеждается, они часто избавляются от своего безумного стремления к облакам. Они начинают понимать, что можно перенести в облако, а что следует оставить на своей площадке.

Добавьте к этому, что облака подходят не для всех приложений и бизнес-операций, и вы придете к выводу о целесообразности использования гибридных облачных сред, которые будут существовать еще долгие годы, сказал Баттс.

“Очень часто мы приходим в компании и задаем вопрос, какую часть своего бизнеса они хотят разместить в облаке, нас же спрашивают в ответ, а что у вас есть? — продолжал Баттс. — Кто-то хочет воспользоваться хостингом для Exchange Server. У Microsoft есть недорогие предложения без оплаты обслуживания и лицензии, поэтому давайте перенесем Exchange в облако. Мы возьмем на себя администрирование, обеспечим техническую поддержку, доступ в Интернет и обслуживание настольных ПК. Мы будем делать все, что можно делать удаленно и на месте, но мы уже не являемся MSP по отношению к этому Exchange Server”.

Дополнительно компания может решить перенести свою CRM-систему в облако Salesforce.com, но так, чтобы определенные функции (например, ведение базы данных или передачу голоса по IP) она по-прежнему осуществляла сама.

MSP будет играть роль в управлении и мониторинге смешанной среды и обеспечит взаимодействие двух сред.

Облачный консалтинг

Нынешнее стремление в облака вызвано в основном маркетинговой шумихой, сказал Ланда. “Есть потенциальные клиенты, которые приходят к нам каждую неделю и говорят, что хотят использовать облако. Я интересуюсь, почему? Действительно ли у них есть такие направления бизнеса, которые выиграют от переноса некоторых приложений в облако? Или они просто слышали маркетинговую шумиху, поднятую вокруг облаков?”.

Для фирмы, выступающей в роли доверенного советника, в ближайшие годы открываются колоссальные возможности, связанные с проведением клиентов через процесс переноса приложений в облака. Или убеждения их отказаться от этой идеи.

“Если мы приходим к клиенту и говорим ему о соблюдении требований регулирующих органов, закона о защите информации о состоянии здоровья пациентов и закона Сарбейнса-Оксли, а он стремится в облако, то мы, наверное, предостережем его от ориентации на публичное облако, где он будет использовать ЦОД наряду с другими компаниями, — сказал он. — Мы можем порекомендовать ему в данный момент отказаться от облака. А если он хочет воспользоваться преимуществами облачных вычислений, то посоветуем прибегнуть к частному облаку. В этом случае вы по-прежнему остаетесь хозяином инфраструктуры, хотя она виртуализирована. Она находится в вашем основном ЦОДе, а может быть в резервном”.

В оптимальном случае вы ставите перед клиентом множество вопросов и предлагаете ему обзор, чтобы помочь определить, подходит ли ему облако, а если да, то для каких направлений бизнеса.

“В действительно облако представляет иную платформу и иной вариант, — сказал он. — Если вы это поймете, то ваша задача представить его клиенту наряду с другими вариантами в рамках интегрированного решения. Вот в чем ценность. Мониторинг инфраструктуры клиента и управление ею являются лишь малой частью решения”.

Облачные менеджеры

После выполнения роли советника и завершения интеграции остается необходимость в управлении, сказал Баттс, с использованием старого принципа “все из одних рук”.

“Сейчас главная проблема, возникающая перед клиентами, заключается в том, что нельзя получить все сервисы от одного провайдера, — продолжал он. — Кто-то должен разместить серверы у Google, базу данных — у Microsoft, а электронную почту где-то еще. Наша роль по-прежнему заключается в управлении средой. Только теперь она переносится в облака”.

Он разграничил сервис-провайдеров и менеджеров облаков. “Наша роль не заканчивается. Мы должны как и прежде осуществлять мониторинг среды в облаке. При возникновении трудностей обратятся к нам. Например, кому-то не удается найти иконку и тому подобное. Эта часть работы никуда не исчезает. Клиенты по-прежнему хотят, чтобы кто-то один отвечал за все”.