Квартальные показатели Microsoft могут посоревноваться с ВВП небольшого государства. Но некоторые цифры за последние кварталы заставили аналитиков предположить, что корпорации необходимо выйти за пределы ее традиционного бизнеса, определяющего итоговые показатели.

В 3-м финансовом квартале доход Microsoft достиг 16,43 млрд. долл., что означает рост на 13% по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль увеличилась на 31% и составила 5,23 млрд. долл. Доход подразделения Business Division возрос по сравнению с прошлым годом на 21%. Весьма солидная цифра, хотя сильно уступающая показателю подразделения Entertainment and Devices Division, которое сообщило о росте на 60% по сравнению с прошлым годом.

Продажи Office 2010 и контроллера Xbox Kinect весьма способствовали таким доходам. Однако среди внушающих оптимизм цифр скрывается по крайней мере одна, которая может оказаться весьма тревожной для Microsoft, если она будет фигурировать и в будущем: в сегменте Windows произошел спад на 4%. Еще до состоявшегося 28 апреля совещания с инвесторами, журналистами и аналитиками по итогам квартала Microsoft объяснила это “соответствием тенденциям развития рынка ПК”.

Хотя на Windows 7 со времени ее выхода в октябре 2009 г. было продано около 350 млн. лицензий, глобальные продажи ПК в минувшем квартале снизились. Microsoft оценивает это снижение в 1-3%, тогда как аналитическая фирма IDC — в 3,2%.

“Скачок цен на топливо и товары и разрушения в Японии” по крайней мере отчасти объясняют этот спад, считает IDC, наряду с “присущей бизнесу осторожностью и падением активности потребителей”.

Другие аналитики разделяют эти взгляды.

“Прежняя динамика рынка ПК продолжает во многом определять показатели Windows-бизнеса Microsoft, — писал в опубликованном 29 апреля исследовании аналитик Юн Ким из компании Gleacher & Co. — Эта негативная тенденции с лихвой компенсирует позитивное влияние массового обновления корпоративных ПК и распространения Windows 7 на предприятиях”.

Растущая популярность планшетов тоже отражается на данном сегменте рынка. “Новые форм-факторы, в т. ч. планшеты, оказывают определенное воздействие на бизнес потребительских продуктов, — писал Ким. — В частности, продажи нетбуков в первом квартале упали на 40%”.

Слабые места новых инициатив

В исследовании указывается также на некоторые потенциально слабые места новых инициатив Microsoft, в т. ч. в области смартфонов и онлайновой рекламы. “Многие инвесторы считают лидерство Google столь неоспоримым, что Microsoft не остается ничего другого кроме как продолжать агрессивно вкладывать средства ради того, чтобы просто оставаться реальной альтернативой, — считает Ким. — Это означает, что Microsoft продолжит инвестировать большие деньги в расширение своего онлайнового бизнеса, не получая от него тех доходов, которые извлекает сейчас Google”.

Во время обсуждения итогов квартала главный менеджер отношений Microsoft с инвесторами Билл Коэфод предупредил, что “ожидаемая монетизация” соглашения с Yahoo по поводу поиска и рекламы “потребует больше времени, чем ожидалось”, и что в результате отложены “попытки международной интеграции”. Данное соглашение предусматривает, что Yahoo будет использовать в качестве механизма поиска Microsoft Bing, а в ответ возьмет на себя значительную часть работы по привлечению рекламы в интересах обеих корпораций.

Однако в центре внимания комментариев аналитиков в преддверии обсуждения финансовых итогов квартала оказалась Windows, основной бизнес Microsoft.

“Продажи ПК, хотя и соответствовали невысоким ожиданиям, не смогли развеять опасения по поводу их снижения из-за распространения планшетов, представляющих основную опасность для курса акций”, — писал в получившем широкую известность исследовании Кевин Буттиджич из компании Collins Stewart. Тем не менее, продолжал он, “собственные данные Microsoft о продаже ПК должны улучшиться в течение 2011 календарного года просто в результате более тщательного сравнения и продолжающегося перехода компаний на Windows 7”.

Microsoft не подготовила решительного ответа на появление iPad или растущего легиона планшетов с Google Android. Корпорация объявила, что следующая версия Windows, которая по слухам должна появиться в 2012 г., будет поддерживать архитектуру “система на кристалле”, в частности, системы на базе процессоров ARM, выпускаемые такими партнерами как Qualcomm, Nvidia и Texas Instruments. Расширяющееся присутствие ARM на рынке современных мобильных устройств позволяет предположить, что у Microsoft имеются планы портирования Windows 8 на планшеты в том или ином виде.

Microsoft рассчитывает, что в дополнение к традиционным направлениям бизнеса в какой-то момент доходы начнет приносить и ее облачная стратегия “все включено”, основу которой составляют подписка на Office 365 и платформа разработки Windows Azure. Кроме того, у корпорации превращается в привычку отказ сообщать данные о продажах Windows Phone 7, делая вместо этого упор на удовлетворенность пользователей и интерес сторонних разработчиков. Но учитывая растущее значение мобильности в области техники, рано или поздно эти сведения, наверное, будут обнародованы.