Ровно 15 лет назад, 1 июля 2000 г., был дан старт системе электронной отчетности «Контур.Экстерн», которая в то время романтично называлась «НОЧИ» («Налоговая отчетность через Интернет»). За эти годы она прошла тот же путь, что и вся интернет-отчетность в стране. Что изменилось за это время в работе бухгалтеров, как изменился сам процесс сдачи отчетности?
Отчетность через Интернет стала массовой
В начале
Работа онлайн стала нормой
«Экстерн» был первым решением для сдачи отчетности, созданным по веб-технологии: программное обеспечение располагалось на удаленных серверах, пользователи работали в системе через веб-интерфейс.
Этот подход полностью оправдал себя: форматы, справочники, контроли меняются постоянно, и незаметные для пользователей обновления, которые происходят на серверах, — самый простой способ избежать ошибок. Сегодня даже те разработчики, которые изначально ориентировались на локальные решения с выходом в Интернет только в момент отправки отчета, предлагают пользователям веб-версии своих систем. В онлайн уходят бухгалтерские программы и справочно-правовые системы.
Не только ФНС
Первопроходцем в области электронной отчетности была ФНС. Это был первый опыт электронного юридически значимого документооборота в стране. С нуля создавалась вся нормативная база, прорабатывалась логика работы и требования к защите информации.
Сегодня отчетность в электронном виде принимают ПФР, ФСС, Росстат, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование. В электронном виде передают данные в миграционную службу и таможенные органы.
Не только отчетность
На заре электронной отчетности компании отправляли в госорганы исключительно декларации. Сегодня только с ФНС пользователи ведут более 10 видов документооборота: получают требования о представлении пояснений, требования о представлении документов, требования об уплате налога, уведомления о вызове в налоговый орган, запрашивают справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки и пр. Справку о состоянии расчетов по страховым взносам можно запросить через Интернет в ПФР. Письма с приложениями к отчетности, запросами на получение документов и вопросами по применению законодательства можно отправлять в ФНС, ПФР и Росстат.
Не только раз в квартал
В
В межотчетный период бухгалтеры заходят в сервис, чтобы получать требования от налоговых органов, проверять контрагентов, составлять отчеты о финансовом состоянии компании, изучать нормативные документы. В регионах, которые участвуют в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», бухгалтеры отправляют в ФСС через систему интернет-отчетности электронные реестры листов нетрудоспособности. Наконец, в 2015 г. появился еще один повод пользоваться программой в течение квартала — необходимость сверять с контрагентами данные по счетам-фактурам.
Отчетность стала разной для разных компаний
На старте системы интернет-отчетности были универсальными, независимо от того, сдает декларацию ИП или металлургический комбинат. Сегодня организациям разного масштаба предлагают разные решения, адаптированные под их потребности.
ИП и бухгалтеры небольших компаний пользуются, как правило, онлайн-сервисами для ведения бухгалтерии и бизнеса, где можно вести учет, работать с банком, создавать документы, рассчитывать зарплаты, а в конце квартала — в несколько кликов готовить и сдавать отчетность.
Свои решения разработаны для спецрежимников: они не видят всего множества форм, которые нужны бухгалтерам на ОСНО, а работают только со своими отчетами. Поскольку они сдают отчетность реже, для них предусмотрены календари с напоминаниями, подсказки, консультации по предметной области и пр.
Для крупных компаний разработаны решения, которые позволяют выполнять операции «массово» (например, отслеживать сводную информацию по актам сверки с инспекциями), передавать документы больших объемов и т. д.
Роуминг стал нормой
Проблема роуминга в отчетности возникла в 2004 г. У компаний, предлагающих услуги по подготовке и отправке отчетности, стали появляться партнеры в других регионах. Стали возникать ситуации, когда налогоплательщик, подключенный в одном регионе, хотел отправить отчет в другой регион, обслуживаемый на другом сервере системы.
Нежелание клиентов заключать отдельный договор с другим оператором и работать по очереди на нескольких серверах вполне понятно. Так появилась технология роуминга. Абонент, работая в системе, получил возможность отправить свой отчет в любую инспекцию страны, подключенную любым из партнеров. Сегодня этот путь проходят операторы ЭДО в сфере B2B.
Отчетность становится мобильной
Раньше отчетность начиналась и заканчивалась на рабочем месте бухгалтера. Сегодня мобильные приложения и сервисы SMS-уведомлений позволяют отслеживать статус отправленных отчетов и быть в курсе поступивших от ФНС требований.
Отчитываться стало проще
Когда интернет-отчетность только начиналась, разработчики, конечно, думали об удобстве пользователей, но приоритетом была все же функциональность: отчеты должны соответствовать формату и благополучно отправляться в ФНС.
Сегодня в системах электронной отчетности применяются гибкие методологии разработки: каждое улучшение в сервисе соотносится с потребностями пользователей. Инженерные психологи выясняют пользовательские сценарии и проводят юзабилити-тестирования интерфейсов с участием бухгалтеров. Неудобные и непонятные для пользователей страницы системы перерабатываются и тестируются повторно.
Подготовка отчетов во многом автоматизирована. Справочники с удобным поиском, авторасчеты, подсказки, понятные протоколы ошибок позволяют подготовить и отправить отчет значительно быстрее, чем это можно было сделать раньше.
Автор статьи — руководитель проекта «Контур.Экстерн».