Интернет вещей (IoT) не станет жизненно важным источником доходов для телекоммуникационных компаний, утверждает Эндрю Энтвистл, партнер независимой исследовательской фирмы New Street Research. Он также считает, что технологии 5G и IoT в действительности не связаны одна с другой, что 5G — это не замена 4G, что внедрение 5G убьет индустрию сотовой связи в том виде, в каком она существует сейчас, и что придется пересмотреть правила лицензирования частотного спектра и управления им.
В ходе посвященного технологии 5G семинара, организованного Австралийским управлением связи и СМИ (ACMA, Australian Communications and Media Authority) и Международным институтом связи (IIC, International Institute of Communications), Энтвистл заявил, что IoT станет доходным направлением для ИТ-вендоров, но не для операторов связи.
«Я готов признать, что Интернет Вещей чрезвычайно интересен для производителей и поставщиков оборудования, системных интеграторов и всех, кто имеет отношение к социальным аспектам услуг связи в нашей жизни, но вокруг Интернета Вещей много пустого шума, и он не трансформируется в денежный поток для операторов связи, которые заинтересованы в продаже сервисов и получении дохода от каждого клиента и каждого устройства», — заявил Этвистл.
Приведя в качестве примера больницу, оснащенную десятками тысяч подключенных к сети 5G устройств, Энтвистл пояснил, что поставщики оборудования заработают на каждом устройстве, а оператор связи в этом случае предоставляет вполне обычную услугу — интернет-подключение помещений. «Ни от одного из подключенных устройств оператор не получит ни пенни, — констатировал он. — Сегодня он получает деньги за то, что обеспечивает серверную комнату оптоволоконным каналом связи с пропускной способностью 5 Гбит/c, а через десять лет будет предоставлять те же 5 Гбит/c или, может быть, 10 Гбит/c, но уже вдвое дешевле. Я не вижу тут бизнеса для оператора связи».
По его словам, телекоммуникационные компании не готовы к такой реальности, тогда как многие ожидают, что с увеличением количества подключенных устройств они смогут преумножить потоки доходов.
«Оператор говорит: „Если количество подключенных устройств вырастет в 1000 раз, то нам будет достаточно тысячной доли сегодняшнего ARPU (среднего дохода от одного пользователя), чтобы сохранить бизнес на том же уровне, что мы имеем сегодня“. Но это не бизнес-план, это всего лишь манипуляция цифрами, на основе чего делаются оптимистичные предположения. Меня не впечатлили IoT-стратегии, построенные на такой основе, — заявил Энтвистл. — Я не говорю, что никто из операторов не преуспеет. Многие операторы смогут воспользоваться локальными возможностями особенно на развивающихся рынках, где уже есть положительный опыт в использовании сетей 3G и 4G. Но я не верю, что, если сегодня операторам трудно монетизировать Интернет Вещей в 4G-среде, то в среде 5G это будет сделать легче».
На этой ноте Энтвистл также отверг какую-либо взаимосвязь сетей 5G и Интернета Вещей, на которую упирают телекоммуникационные компании и ИТ-поставщики. «Мы считаем, что увязывание технологии 5G с Интернетом Вещей зачастую обусловлено в большей степени лоббистскими соображениями, нежели реальной ситуацией, — заявил он. — Есть много всего, что относится к Интернету Вещей и реализуется в среде 4G и проприетарном мире, развиваясь своим собственным путем. Мы не видим, почему именно технология 5G может привнести в эту сферу что-то особенное».
К примеру, продолжил эксперт, развитие автоматически управляемых автомобилей часто связывают с появлением сетей 5G, но у этих двух направлений нет никакой общей дорожной карты и они не связаны никакими специальными техническими средствами. «Если вы читали разные программные документы по этому вопросу, то может сложиться впечатление, будто между этими направлениями есть тесная взаимная зависимость, и нельзя иметь одно без другого, — констатировал Энтвистл. — Я с этим совершенно не согласен. Я могу понять, почему их удобно рассматривать вместе, но такая точка зрения искажает существо дела».
Продолжая в том же духе, Энтвистл заявил, что 5G не станет заменой технологии 4G. Скорее можно предположить, что они будут сосуществовать как минимум десятилетие. «Технология 5G в действительности не является технологией следующего поколения. Это не замена технологии 4G, а скорее дополнение к ней. Существует совершенно замечательная дорожная карта развития 4G, а 5G разрабатывалась для очень тесной работы с 4G. И в эту смесь я еще добавил бы Wi-Fi. Так что, имея в виду некие мыслимые временные рамки, мы, по существу, добавим 5G в уже имеющийся набор технологий, а не заменим его», — возражает он.
Использование для 5G высокочастотной части спектра повлечет за собой определенные технические вызовы, а также проблемы лицензирования частот. По словам эксперта, особенно это касается вопросов, связанных с затуханием сигнала в помещениях, реальными возможностями формирования направленного луча, необходимостью уплотнения сети, выделением необходимой частотной полосы и ее повторным использованием.
«Переход в область высоких частот открывает для нас огромные возможности, но это связано с серьезными техническими проблемами. Возможности обусловлены расширением каналов связи. Если в сегодняшнем мире 4G мы имеем каналы с полосой 5, 10 и 20 МГц, то в мире 5G мы говорим уже о каналах шириной в сотни мегагерц, а то и до 2 ГГц, — пояснил Энтвистл. — Пропускная способность таких каналов очень велика, а также велики и проблемы по обеспечению их функционирования ».
Поскольку с повышением частоты сигнала увеличивается коэффициент его затухания и приходится уменьшать радиус соты, а стены помещений дополнительно существенно его ослабляют, возникает необходимость в повторном использовании частот и формировании узконаправленных лучей.
Довольно трудной, по мнению Энтвистла, является и задача уплотнения сетей, в частности для Австралии: «Технология 5G требует плотного размещения базовых станций, а значит нужно иметь дорожную карту решения этой задачи».
Кроме того, по его словам, изменения, которые необходимо внести в процедуры лицензирования частотного спектра для поддержки 5G, станут похоронным звоном для отрасли сотовой связи.
«Сегодня во многих странах мира для сотовой связи [4G] используется спектр шириной порядка 700 МГц, и мы говорим о том, что в течение следующих
Телекоммуникационные компании не смогут использовать нынешние модели монетизации своих услуг, основанные на объеме полученных данных, поскольку этот объем будет определяться множеством окружающих заказчика устройств, и объем передаваемой служебной информации для подключения к этим устройствам будет значительно большим.
«В мире 5G вы не будете знать, к чему и как подключился ваш телефон. Решение о том, каким образом в тот или и иной момент устанавливается соединение, будет приниматься непосредственно телефоном и сетью, и придется либо вводить плату за это, либо увеличивать продаваемые пакеты данных. А возможности брать за такое обслуживание дополнительную плату, если вы считаете, что оно должно стоить дороже, сходят на нет. Вы можете сказать, что то же самое уже происходит и в мире 4G, но 5G — это просто гвоздь в крышку гроба, — заявил Энтвистл. — Имея подключение с пропускной способностью 1 Гбит/c, вы можете истратить свой обычный лимит данных за секунды, заодно, вероятно, посадив батарею. Так что у нас есть все основания утверждать, что эра 5G не предполагает сохранение сегодняшней модели бизнеса операторов мобильной связи».