Представители преобладающего большинства банков выражают озабоченность в связи с возможной потерей части бизнеса, которая может перейти к новым ФинТех-компаниям из-за того, что последние лучше понимают меняющиеся потребности клиентов. Работая над повышением качества клиентского обслуживания, многие банки стремятся к сотрудничеству с ФинТех-компаниями, а выигрывают от этого клиенты.

Таковы основные результаты исследования банков в рамках Всемирного обзора ФинТех-сегмента в 2016 г., подготовленного PwC.

Целых 76 % респондентов опроса, представляющих банковскую отрасль, полагают, что им грозит потеря части бизнеса, который может перейти к ФинТех-компаниям. Представители банков отмечают следующую тенденцию: стартапы взаимодействуют непосредственно с конечным пользователем, минуя банки. В связи с этим неудивительно, что потеря доли рынка и снижение прибыли признаются основными угрозами для банковской отрасли.

Три четверти участников опроса сходятся во мнении о том, что самое сильное воздействие ФинТех-сегмента на их бизнес проявилось в повышении внимания к потребностям клиента. И пока ориентированность на клиента остается слабой стороной традиционных банков, именно она позволяет стартапам усиливать свои позиции. Новые игроки рынка обнаружили, что в разочаровании клиентов в стандартном обслуживании кроются новые возможности, и занялись созданием соответствующих решений, при этом банки, работающие по традиционной схеме, пока с запозданием реагируют на ситуацию и предлагают лишь небольшие постепенно внедряемые усовершенствования.

Вероятно, именно поэтому конкуренцию между банками и новыми игроками заменяет прямое сотрудничество. Банки активнее всех прочих финансовых организаций создают партнерства с компаниями ФинТех-сегмента. Среди всех респондентов, представляющих банки, 42 % указали, что они вступают в партнерские отношения и создают венчурные фонды для финансирования ФинТех-компаний.

Манож Кашьяп, руководитель международной практики PwC по оказанию услуг в сфере ФинТех, отметил следующее: «Для клиентов важны удобство, персональный подход, доступность и простота использованиия технологий. И чтобы оправдывать эти ожидания, банкам и ФинТех-компаниям следует сосредоточиться на преимуществах, которые имеются у каждой из сторон, как в части дизайна и разработки продуктов, в чем преуспели стартапы, так и в части ресурсов в сфере дистрибуции и инфраструктуры, которыми обладают банки. Сила ФинТех-компаний кроется в простоте продуктов и полной интеграции, но они не могут обеспечить надлежащую информационную безопасность и гарантировать определенность во взаимоотношениях регуляторными органами, при этом данными возможностями обладают банки. Сейчас мы наблюдаем следующий процесс: обе стороны приходят к осознанию того, что новые взаимовыгодные отношения возможны, и в конечном итоге выиграет от этой ситуации клиент».

Тимоти Клау, руководитель отдела анализа и контроля рисков PwC в России, отметил: «Российским банкам приходится решать те же самые вопросы, связанные с ФинТех-сегментом, что и банкам во всем мире. Однако представители российских банков столкнулись с этой проблемой в крайне волатильный период, из-за чего они вынуждены концентрироваться на решении краткосрочных тактических задач, что может привести к отвлечению внимания от среднесрочных стратегических инициатив, таких как сфокусированность на интересах клиентов, цифровизация, анализ данных и блокчейн. Однако российским банкам крайне важно именно сейчас заняться вопросами, связанными с ФинТех-сегментом. Благодаря этому они смогут сохранить свою значимость для существующих и будущих клиентов на быстро меняющемся рынке».