Традиционные ИТ должны уступить место бизнес-моделям, основанным на использовании машинного интеллекта. Об этом размышляет в своей статье на портале InformationWeek Бен Ламм, сооснователь и CEO компании Conversable, выпускающей платформу сервисов «разговорного» интеллекта.

В 2003 г. писатель Ник Карр провозгласил, что ИТ стали общедоступным потребительским продуктом (наподобие электроснабжения или канцелярских принадлежностей), который сам по себе уже не дает компаниям никаких стратегических преимуществ. За прошедшее с тех пор время облачные вычисления свели для бизнеса на нет всю оставшуюся стратегическую ценность традиционных ИТ-организаций.

Все барьеры для доступа практически исчезли. Важнейшие функции бизнеса сегодня обслуживаются бесплатными или недорогими, несложными для использования инструментами. Конкуренты имеют равный доступ к совершенно одинаковым технологиям и черпают кадры из общего пула способных ИТ-специалистов, которые все чаще нанимаются со стороны.

В облачную эру стоимость перехода на новые инструменты определяется в основном культурными, а не финансовыми факторами. Сегодня вопрос о выборе между Slack и Microsoft Teams напоминает раздумья о том, купить ли брендовые стикеры Post-It фирмы 3M или предпочесть их аналоги. Представьте, что ваша организация занимается анализом TCO на тему выбора между кофе Dunkin Donuts и Starbucks для комнаты отдыха?

Вы вряд ли одолеете своих конкурентов, только закупив лучшие канцтовары. То, за что мы ныне боремся, это скорость. Чтобы победить, компании надо добиться радикального выигрыша в эффективности, не имеющего себе равных с тех пор, как бизнес поставил на первое место цифровизацию. Такой выигрыш может дать искусственный интеллект (ИИ).

В то же время внедрение ИИ потребует времени и денег. Не скажешь, что это будет совершенно новая категория расходов. Если в вашем бюджете еще имеются строки, относящиеся к ИТ, сегодня самое время направить по ним максимум возможного на ИИ. В том смысле, как их сегодня понимают, ИТ никуда не денутся, но им предстоит стать частью более крупной стратегии, интегрированной в интеллектуальную систему. Технологии интеллекта при этом могут сыграть спасительную роль для возрождения стратегических функций ИТ.

В настоящее время у компаний имеется громадная возможность перекрыть брешь между амбициозными идеями ИИ и реальной практикой. Согласно недавнему отчету Boston Consulting Group и MIT Sloan, только примерно одна из пяти компаний включила ИИ в некоторые предложения или процессы. Большинство опрошенных должностных лиц (60%) считают, что стратегия ИИ является срочной задачей для их организаций, но реально ею занимаются почему-то только 50%.

ИИ — не занятная штуковина в духе футуристических фантазий, каковой неплохо обзавестись. Это действенный драйвер продуктивности, который может собирать, интерпретировать и использовать данные в масштабах, выходящих за пределы человеческих возможностей.

Чтобы в ближайшем будущем сохранить свою конкурентоспособность, вы должны сделать шаг вперед и обустроить инфраструктуру технологии интеллекта, сооруженную на уже имеющемся у вас ИТ-фундаменте. Это подразумевает масштабную интеграцию автоматизации и прогнозирования на базе ИИ во всех подразделениях предприятия.

Все это не произойдет по волшебству и потребует работы, которую можно подразделить на три простых (по смыслу, но не по реализации) шага.

Шаг 1. Разберитесь в деталях того, как работает ваш бизнес, и автоматизируйте максимум возможного. При нынешнем прогрессе ИТ-процессы можно все больше автоматизировать и интегрировать в ИИ-систему.

Шаг 2. Используйте ИИ для сбора и интерпретации данных, позволяющих выяснить, что и почему не работает.

Шаг 3. Исходя из анализа, прогнозируйте, что и как можно улучшить. Автоматизируйте этот процесс для постоянного усовершенствования ваших систем машинного обучения.

Что касается ваших старых систем, то продолжать инвестиции в ИТ только ради ИТ недальновидно. Например, база данных ваших клиентов должна трансформироваться в нечто большее, чем просто база данных. Сегодня это источник данных, питающих ИИ. Всякие специализированные системы, например, для начисления зарплаты или учета рабочего времени, должны интегрироваться в более крупную систему, а не прозябать где-то на задворках.

ИИ — последний бастион в достижении подлинной эффективности. Это самый быстрый и легкий путь покончить с рутинным трудом и высвободить силы для решения стратегических задач, исследований и разработок.

Про эти три шага можно написать еще очень много, но самое главное — начать. У вас нет времени для предварительных доскональных исследований и проектирования идеального процесса. Работайте с умом и стратегическим взглядом на вещи, но начинайте сейчас.

Поначалу будет несладко. Внедрение новой инфраструктуры для конкурентной перестройки бизнеса под технологию интеллекта, как всегда в таких случаях, круто изменит повседневную работу организации. Это не то, что можно поручить одному департаменту. Чтобы добиться успеха, придется преобразовать операции и культуру всей организации. Речь идет о новых правилах игры — ваши люди будут работать с машинами, а не на машинах.

По этой причине ИТ уже не смогут оставаться во владении лишь одного специального департамента. Любой сотрудник на любом уровне организации должен будет познакомиться с внутренним функционированием системы ИИ, которая сегодня шумно превозносится и окутана ореолом тайны.

Как мы обычно приучаем наш персонал эффективно работать сообща внутри сложной организации? Мы побуждаем их сотрудничать друг с другом и сидеть по одну сторону стола. Этот культурный сдвиг не происходит на раз-два, но является результатом постоянной практической деятельности, которая требует немало времени и сил.

То же самое, но в еще большей степени, справедливо и в отношении интеграции ИИ. Службы по работе с клиентами и маркетинговые группы должны взаимодействовать с ИИ не меньше, если не больше, чем ваши разработчики. Добытые ими инсайты и непосредственный опыт клиентов будут служить инструментами для обучения интеллектуальных систем. Те работники, которые напрямую будут иметь дело с ИИ, первыми почувствуют его эффективность.

Конечным результатом станет освобождение вашей организации от ненужной повторяющейся работы. Как в свое время ИТ преобразовывали внутренние коммуникации и ручной труд, способствуя внедрению технологий и стратегических решений на базе информации, так и ИИ будет трансформировать рабочие места, бизнес, а также и ИТ, в том виде как мы их знаем. Откроется больше возможностей для стратегических подходов, исследований и разработок — тех видов работы, с которым лучше всего справляются люди. Чем быстрее компании осознают необходимость этого сдвига, тем больше у них будет преимуществ, ибо ИИ вырастает из нынешних ИТ.